Тема: «Овощи и фрукты».
Цели:
1. Закрепить и дифференцировать знания детей по теме.
2. Закрепить умение употреблять относительные прилагательные, обозначающие овощи, фрукты.
3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
4. Упражняться в употреблении предлогов: в, из.
5. Развивать умение составлять сложное предложение с союзом «а».
6. Закрепить умение составлять загадки-описания по схеме.
Оборудование: корзина; ваза; муляжи овощей и фруктов; предметные картинки; схема рассказа; наборное полотно.
Ход занятия.
I. Организация начала занятия.
(Дети стоят около логопеда).
Д.И. «Собери овощи в корзину, фрукты в вазу» (дети, выполняя игровые действия, проговаривают фразу в соответствии с демонстрируемым действием и предлогом «в» и садятся на свои места).
II . Постановка цели занятия.
(Логопед загадывает загадки)
1.Д.И «Отгадай загадку» (дети отгадывают загадки, логопед выставляет на доску «картинки-отгадки»).
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая, (морковь)
Как надела сто рубах захрустела
на зубах, (капуста)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко, (слива)
На сучках висят шары,
Покраснели от жары, (яблоки)
Как на нашей грядке выросли загадки,
Крепкие, зеленые, хороши соленые, (огурцы)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло, (свекла)
- Сегодня на занятии мы будем говорить об овощах и фруктах.
III . Основная часть.
1. Д.И. «В саду или в огороде» (развивать умение составлять сложное предложения с союзом «а»)
- Где растут овощи? (овощи растут в огороде на грядке)
- Где растут фрукты? (фрукты растут в саду на дереве)
Логопед выставляет на доску по две предметные картинки, с овощем и фруктом, дети по очереди составляют предложение (Например: «Огурец растет в огороде на грядке, а груша растет в саду на дереве»).
2. Д.И. «Приготовь сок» (закрепить умение образовывать относительные
прилагательные)
Я приготовлю из яблок, яблочный сок.
Я приготовлю из тыквы, тыквенный сок. И т. д.
IV . Физ. - минутка.
Д.И. «Кто внимательный?»
- Хлопнуть в ладоши, если услышишь название фрукта, присесть, если услышишь название овоща.
3. Д.И. «Четвертый лишний» (на доске четыре предметные картинки: апельсин, банан, капуста, слива)
- Что здесь будет лишним? (лишняя будет капуста)
- Почему? (потому что капуста это овощ, а апельсин, банан, слива это фрукты). И т. д.
4. Д.И. «Загадай загадку» (закрепить умение составлять загадки-описания по схеме) Дети по одному выходят к доске, берут со стола
любую предметную картинку, с овощем или фруктом и глядя на схему загадывают загадку
Например: «Он горький, сердитый. Растет в огороде на грядке. Его добавляют в салат и суп».
«Оно круглое, красное, сочное. Растет в саду на дереве. Из него можно приготовить повидло, сок, варенье». И т.д.
V . Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили на занятии? (мы сегодня говорили об овощах и фруктах).
- В какие игры мы сегодня играли? («Собери овощи в корзину, фрукты в вазу»; «Четвертый лишний»; «В саду или в огороде»; отгадывали загадки).
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и я хочу вас угостить овощами и фруктами.