Уже несколько лет в своей работе я использую 10 комплексов пальчиковой гимнастики, составленных мною. Эту гимнастику мы проводим ежедневно в течении 3-5 минут в начале занятия, либо в его середине в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук - сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем используем упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даются задания на удержание позы кисти руки. Сначала все упражнения выполняются медленно. Можно помогать детям принять необходимую позу, поддержать руку. Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно. Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей. Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Один комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Рекомендую логопедам, воспитателям, родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ" »
«Формирование мелкой
моторики рук у детей с ОНР»
ст. Отрадная
МБДОУ № 5
учитель-логопед
высшей категории
Кузнецова Елена
Александровна
2009 г.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой
моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение.
Еще В.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И.Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом».
Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны.
Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться.
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.
Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми в детском саду необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т. д. Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму.
В своей речевой группе мы вместе с воспитателями регулярно проводим работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей. Использование этих упражнений, игр позволяет:
- регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга,
что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
-установить положительное влияние развития пальчиковой моторики
на коррекцию звукопроизношения у детей;
-подтвердить целесообразность проведения подобных занятий
воспитателями массовых и логопедических групп.
При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:
1.Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2.Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики
регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в
занимательную игру.
4.Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть
энергичными.
5.Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала
одна рука работает, затем другая, потом обе).
6.Упражнения выполняются непродолжительно.
7.Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости,
постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию,
сопровождая показом, затем показ устранять.
Моя практика показывает, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Из личного опыта с уверенностью могу сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми.
Детям 5-7 лет я предлагаю «поиграть на рояле», выполнить : «кулак, ладонь, ребро», показать «ножницы», «козу», «кольцо», скрестить указательный и средний пальцы, поочередно разгибать пальцы обеих рук, проверяю навыки работы с карандашом, ручкой с целью выявления патологии мелкой моторики рук.
В своей работе использую разные формы работы: самостоятельная деятельность, развлечения, праздники, специальные занятия, в игре, в быту, на прогулке. Это и пальчиковая гимнастика, и пальчиковые игры, и игры-сказки, и физкультминутки, и теневые игры, и отработка элементарных графических навыков. Активно вовлекаю в этот процесс воспитателей, родителей.
Как правило работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время обучения в школе.
В речевой группе детского сада мы вместе с воспитателями проводим регулярную работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. Важное место по развитию тонкой моторики у детей занимает ритмическая организация движения. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу и т. д. Очень эффективны и увлекательны следующие упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, мы с детьми имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача - вызвать у детей ощущение контраста. Также используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Очень любят дети «лепить» руку. Это упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе, активизации биологически активных точек кожи. Это своего рода массаж. Дети-«скульпторы» лепят умелую и уверенную руку. Сначала «руку-глину» разминают, добиваясь ее пластичности. Затем разминают, разглаживают каждый палец. Также предлагаем детям с усилием давить на воображаемую стену, разглаживать воображаемую поверхность, рисовать ладошками форму прямоугольника, квадрата, круга, совершать движения по воображаемому стеклу.
Уже несколько лет в своей работе я использую 10 комплексов пальчиковой гимнастики , составленных мною. Эту гимнастику мы проводим ежедневно в течении 3-5 минут в начале занятия, либо в его середине в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук - сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем используем упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даются задания на удержание позы кисти руки. Сначала все упражнения выполняются медленно. Можно помогать детям принять необходимую позу, поддержать руку. Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно. Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей. Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Один комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Рекомендую логопедам, воспитателям, родителям.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
1комплекс.
1.Ладони на столе (на счет «раз-два» 6.Игра-потешка «Этот пальчик».
пальцы врозь- вместе). Этот пальчик-дедушка,
2.Ладошка-кулачок-ребро (на счет «раз- Этот пальчик-бабушка,
два-три». Этот пальчик-папочка,
3.Пальчики здороваются (на счет «раз Этот пальчик-мамочка,
-два -три-четыре-пять» Этот пальчик- я,
соединяются пальцы обеих рук: большой Вот и вся моя семья.
с большим, указательный с указательным (рука в кулачок, слушая потешку,
и т. д.). по очереди разгибать пальцы).
4.Человечек (указательный и средний паль- 4комплекс.
цы правой, потом левой руки бегают по сто- 1.Пчела (указательным пальцем правой,
затем левой руки вращать вокруг).
2.Пчелы (то же ,но 2 руками).
3.Лодочка (концы пальцев направить лу). вперед, прижать руки ладонями друг к