Методическое пособие «Комплекс пальчиковой гимнастики с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Методическое пособие «Комплекс пальчиковой гимнастики с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В данном методическом пособии представлена пальчиковая гимнастика в игровой форме для занятий педагогов и родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Комплекс пальчиковой гимнастики с детьми с ограниченными возможностями здоровья»»
Методическое пособие
«Комплекс
пальчиковой гимнастики с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Разработала:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ№2 г. Ульяновска
Сочнева Лариса Александровна
Ульяновск
2018
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика пальчиковая проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить на занятиях. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.
Использование пальчиковой гимнастики:
Утром индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Я вас всех приветствую! (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто его открыть бы смог?
Потянули (руки тянуться в стороны),
Покрутили (круговые движения пальцев от себя).
Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
На физкультминутках (три – четыре упражнения).
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.
На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые упражнения – из серии «гимнастика мозга».
На занятиях.
На занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части.
Ну-ка, братцы, за работу (поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого).
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами),
Наших деток забавлять.
С целью формирования у детей представлений о своём организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),
Тот вырасти может
Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребёнка).
Дружат с грязнулями
Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),
Которые сами
В грязи утонули (движения, имитирующие пловца).
У них вырастают
Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),
За ними гоняются
Злые собаки (руки вперёд, правая ладонь лежит на левой ладони, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки).
Грязнули боятся
Воды и простуд
А иногда и вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).
В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?»
Как живёшь?
- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак).
А плывёшь?
- Вот так! (Руками изображают движения пловца).
Как бежишь?
- Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища).
Вдаль глядишь?
- Вот так! (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу).
Машешь вслед?
-Вот так! (Энергичные движения кистями рук).
Ночью спишь?
- Вот так! (Ладони под голову).
А шалишь?
- Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щёчкам).
«Гусь»
Гусь гнездо своё чинил,
Гусь считалку сочинил
И гогочет, и гогочет
Заучить считалку хочет!
«Зайчик-кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашёл колечко
А колечко непростое –
Блестит – словно золотое.
5.С добрым утром!
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».