Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым… учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать… повышает речевую активность крохи… да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс пальчиковой гимнастики.»
КУРОЧКА
Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно друг на дружку накладываются остальные пальцы – это гребешок.
ПЕТУШОК
Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.
СОВА
Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полёте. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
ЛОШАДКА
Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
МЫШКА
Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держаться на весу, не прижимаясь к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелиться.
ЛЯГУШКА
Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям, прижатым к ладони среднего и безымянного пальцев (рот).
КРОКОДИЛ
Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный вытянуть вперёд. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
ЛАКОМКА
Левую руку сжать в кулак, положить на стол (вертикально), слегка приоткрыв сверху (см. рис. 14). Указательный и средний пальцы правой руки изображают кошку. Кошка подкрадывается к горшку. Со словами «сунув голову в горшок» указательный и средний пальцы правой руки вводятся в кулак левой руки. На слова «Ой-ой-ой! Ай-я-я-я! Не вынуть голову» кулак левой руки, сжимая пальцы правой, поднимается вверх. На слова «Бумс! Бац…» руки разводятся в стороны.
Примерное содержание рифмовки:
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.
Тайком пробралась в кухню кошка –
Отведать молока немножко.
Наклонилась, пьёт вершок,
Сунув голову в горшок.
А потом – ой-ой-ой! Ай-я-я-я! –
Не вынуть голову.
Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор.
Бумс! Бац! Тук-тук-ток!
Раскололся тот горшок.
Побежала кошка в дом
Опять за вкусным молоком.
Гапса, гопса, гопса-са,
Вот такие чудеса.
ПЕКАРЬ
(для самых маленьких)
Взять ладони малыша в свои руки. Удерживая их, ритмично похлопывать ими друг о дружку, приговаривая примерно следующее:
«Пеку, пеку калачи!» –
Кричит пекарь у печи.
Если хочешь печь калач,
Семь продуктов ты припрячь.
Яйца, соль и молоко
Положи недалеко,
Маргарин, жир, масло
И шафран прекрасный.
Все продукты замешай,
Золотистым в печь сажай.
Калачик – колечком,
Катись, калач, в печку.
К концу сделать движение, напоминающее посадку хлеба в печку.
«ГДЕ ЖИВЁТ САПОЖНИК?»
В эту игру можно вовлечь детей постарше. Кто-то из играющих ставит два полусогнутых пальца на руку другому и шагает ими снизу вверх по руке с остановками в соответствующем месте, приговаривая: «Где живёт сапожник?» – «Немного дальше», - слышится в ответ. «Где живёт сапожник?» – «Немного дальше» и т.д.
Прошагав пальцами к голове партнёра, он задаёт вопрос: «Звонить или стучать?» В зависимости от ответа играющий легонько дергает партнёра за волосы или за ухо, или хлопает по щеке.
«ПЯТЬ ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Пальцы левой руки – человечки. Указательным пальцем правой руки указывают на каждый палец левой руки, начиная с большого. Игра будет интереснее, если на каждый палец надеть шляпку, склеенную из бумаги.
Человечки в лес пошли,
Всего их было пять.
Пасхального зайца они
Хотели там поймать.
Первый – толстяк, ворчливый был,
На бочку очень похож,
Он недовольно говорил:
«Где зайца тут найдёшь?»
Второй: «Вот он, вот он!» – кричал.
А третий – длинный, рыжий,
Трусливо плача, отвечал:
«Нигде его не вижу».
Четвёртый так сказал: «Друзья,
Мне кажется всё глупым.
Обратно возвращаюсь я,
Не быть бы мне надутым».
А самый маленький, чудной,
Ну, кто бы мог подумать,
Поймал он зайца и домой
Принёс на зависть людям.
Засмеялись все тогда:
«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»
Интонация разговорной речи человечков обязательно чётко выражается. Первый – басит, ворчит, второй – кричит взволнованным голосом, третий – жалобно стонет, четвёртый говорит зло, грубо, пятый – весело.
«МЫШКИ-ШАЛУНИШКИ»
Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щёки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик – обеими ладонями изображается острая крыша; стол – правая рука сжимается в кулак, левая прижимается сверху; скамейка – одна рука кладётся ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул – правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой: шкаф – кулаки кладутся друг на друга.
Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.
Этой игре примерно соответствует следующая рифмовка:
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки,
Так и шмыгают кругом –
Всё на кухне кувырком.
То топочут за столом,
Лакомятся молоком.
На скамейку сесть хотят
И пугают там ребят.
То на шкаф залезут мышки,
То на стуле - шалунишки.
Так и хочется поймать,
А они – шмыг – и под кровать.
«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.
Примерное содержание рифмовки:
Этот пальчик маленький.
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
«ЧАСЫ»
Во время этой игры ведущий и дети подражают тиканью часов, сопровождая текст (в соответствующем месте) движением руки или головой в ускоренном темпе.
Большие часы идут:
Тик-так, тик-так.
Маленькие часы идут:
Тик-так, тик-так, тик-так.
А маленькие ручные часы:
Тик-ке, так-ке, тик-ке, так-ке.
Тик-ке, так-ке, тик.
1.
На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетели мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём), по две букашки (одновременное двукратное прикасание большого пальца к остальным четырём) и по три мошки (трёхкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно).
2. Дети любят и упражнение «Котёнок»
Котёнок маленький, озорной, пушистый, точит когти. Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении «бегают», большой палец обязательно участвует. Это котёнок точит когти (пальцы раскрыты, напряжённо полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают в этом напряжённом полусогнутом виде). «Ай-яй-яй, котёнок, какой же ты шалун, нехорошо царапаться. Ну-ка, спрячь когти», - говорит логопед. Котёнок сначала прячет когти, но затем вновь начинает их точить и т.д. Упражнение выполняется одновременно обеими руками. Расшалившийся котёнок на слова «Ну, что же ты, киска?» может ответить: «Эй, не стойте слишком близко, я тигрёнок, а не киска».
3.Для тренировки большого пальца руки придумано упражнение «Скакалка».
Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем (крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую). Одновременно логопед приговаривает или поёт песенку «Скакалка»:
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу, обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Я скачу, я учу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
Учатся сестрички,
За спиной день-деньской
Прыгают косички!
«Скакалка» – это трудное упражнение. Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую. Но дети любят это упражнение и не чувствуют усталости.
4.В игре «Строим дом» руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток. В течение всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым). Логопед читает стихи:
Целый день тук да тук,
Раздаётся звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат,
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживём.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Все показывают готовые дома (руки, сжатые в кулаки) для девочек-белочек и мальчиков-зайчиков.
РУКА – ПАЛЬЦЫ
1.Поставленная вертикальная рука с широко разведёнными пальцами обозначает начало игры.
2.Рука с согнутыми двумя пальцами – приветствие.
3.Наклонное положение кисти рук – флажок.
4.Сомкнутые друг с другом два пальца руки, например, большой и указательный, – приветствие.
5.Изображение птицы – кормление птенца.
6.Округлённые два пальца – окно, очки.
7.Два, три пальца руки касаются друг друга – щупальца.
8.Указательный и большой пальцы руки – бегущий человек.
9. Вращательные движения высоко поднятым вверх указательным пальцем – пчелиный рой.
КУЛАК – РУКА
1.Два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами – беседующие между собой персонажи – Человечки, животные.
2.Боьшие пальцы, спрятанные в кулак, - животные в своём жилище.
8.Соединённые, округлённые ладони, но большие пальцы спрятаны вовнутрь – гнездо птицы, яйцо в гнезде.
9.Сведённые кончики пальцев рук, прижатые друг к другу в горизонтальном положении, - дверь, ворота.
10.Кончики пальцев рук, соединённые в наклонном положении ладоней, - крыша, башня, дом.
11.Положение рук то же, что и на рисунке 19, но указательные пальцы выпрямлены вперёд, - магазин с прилавком.
12.Положение рук то же, что и на рисунке 19, но большие пальцы на «прилавке» (на указательных пальцах) – беседующие между собой покупатель и продавец.
13. Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга – мостик, тропинка, дом.
14.Разведённые книзу пальцы, опирающиеся на стол, - дом.
15. Рука, сжатая в кулак, большой палец закрыт остальными четырьмя пальцами, – дом закрыт.
16.Положение руки то же, что и на рисунке 24, но большой палец выпрямлен, – дом открыт.
17.Указательный и средний палец разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому – зайчик.
18.Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены – чашка, цветочек.
19.Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.
20.Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх, до высоты большого пальца – прорастает растение.
21.Положение рук тоже, что на рисунке 29, но пальцы медленно тянутся вверх до положения «чашечки цветка».
22.Рука на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперёд, два последних согнуты – большой зайчик.
23.Положение рук то же, что на рисунке 31, но указательный палец вытянут вперёд, остальные бегут по столу, – бежит лошадка, собачка.
24.Положение правой руки то же, что на рисунке 32, но указательный и средний пальцы левой руки широко разведены, «посажены» на указательный палец правой руки – всадник на лошади.
25.Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперёд – бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.
26.Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены – дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью, – малыш взбирается на дерево.
27.Правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний палец широко разведены и выпрямлены вперёд-вверх – улитка с рожками.
28.Положение правой руки то же, что на рисунке 36, левая рука лежит на тыльной стороне правой - домик улитки.
29.Средний и безымянный пальцы прижаты согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный палец вытянуты вверх – кошка.
30.Кончики большого, среднего и безымянного пальцев соединены вместе, указательный и мизинец слегка согнуты – собачка.
31.Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперёд 0 полёт птицы.
32.Пальцы одной руки слегка приоткрыты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем – птица, высиживающая птенцов.
33.Большой палец одной руки плотно обхвачен пальцами другой руки – птица в гнезде, человек в доме.
34.Ладони плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты – кораблик.