Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина.
Ход игры.
Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч:
"Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина".
Игровое упражнение "Подбери действие"
Старший дошкольный возраст
Цель: активизировать глагольный словарь по теме "Правила дорожного движения"
Материал (по необходимости): сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос "что делает?". Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?"
Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
Игровое упражнение «Туристы»
Старший дошкольный возраст
Цель. Развитие лексико-грамматического строя речи. Усвоение творительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры.
Педагог: Путешественники или туристы пользуются разными видами транспорта. Так как туристов много, то и транспортных средств тоже много. Сейчас я буду называть одно транспортное средство, а вы должны назвать, на каких транспортных средствах передвигаются туристы.
Например: Я скажу – турист поедет на велосипеде, а вы должны сказать – а туристы поедут навелосипедах.
Примечание: Дети должны выделять окончания в словах-ответах.
Машина, поезд, самолет, пароход, мотоцикл, автобус, аэробус, луноход, вездеход, джип, сани, ракета, теплоход, электричка, автомобиль и т.д.
Игровые действия. Составить рассказ по сюжетной картинке.
Ход игры.
Игра проводится несколько раз.
В первый раз взрослый зачитывает текст маршрута, делая короткую паузу после каждого глагола, а ребёнок показывает маршрут на картинке. Педагог: "Веди указательным пальцем по дороге так, как должна ехать машина. Будь внимательным шофёром - проведи машину точно по её маршруту. Начинаем наше путешествие. Машина ехала, ехала, до горы доехала; в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. Яму объехала, до речки доехала; по мосту проехала, рельсы переехала и домой приехала".
В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок и "ведёт" машину, и комментирует её передвижение: "А теперь сам расскажи, какой у машины был маршрут". Затем можно предложить ребёнку совершить путешествие в обратном направлении.
Игровое упражнение "Путешествие Вани"
Старший дошкольный возраст
Подготовительная к школе группа
Цель: закрепить умение образовывать приставочные глаголы движения.
Игровые действия. Дополнить рассказ взрослого нужными словами.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать.
Из дома Ваня (что сделал?)... (вышел), речку по мостику он (что сделал?)... (перешёл) и дальше... (пошёл). Ваня к дороге … (подошёл), на машину сел и … (поехал). Машина ехала и на горку … (въехала), потом она с горки … (съехала), кочку ...(переехала). По пути встретилось озеро и машина её … (объехала). Наконец на железнодорожный вокзал … (приехала). Ваня на поезд сел и … (поехал). Вскоре в другой город... (приехал), из поезда ...(вышел), остановку нашёл и к ней ...(подошёл). Сел на автобус и к пляжу ...(приехал) и стал отдыхать".
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Старший дошкольный возраст
Цель. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие ловкости, координации движений.
Игровые действия. Подбор антонимов.
Материал. Мяч.
Ход игры.
Игра с мячом. Дети становятся в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч ребёнку и произносит глагол, ребёнок должен назвать слово-антоним и вернуть мяч.
Подъехал – отъехал, въехал – съехал,
заехал – выехал,
укатил – прикатил, уехал – приехал,
подошёл – отошёл, пришёл – ушёл,
зашёл - вышел и т.д.
Игровое упражнение "Назови картинку"
Старший дошкольный возраст
Цель: закрепить умение понимать приставочные глаголы; активизировать их употребление в речи.
Игровые действия. Назвать то, что видишь на картинке полным предложением.
Ход игры.
Педагог показывает детям картинки и говорит: "Ребята, внимательно рассмотрите картинки. На первой из них машина подъезжает к гаражу, на второй выезжает из гаража, на третьей - объезжает гараж, на четвёртой - проезжает между двумя гаражами, на пятой - переезжает через мост, на шестой - съезжает с моста. А теперь ответите на вопросы:
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая выезжает? (На второй картинке машина выезжает из гаража).
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая подъезжает? (Ответы детей).
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая проезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая переезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая объезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая съезжает?
- А теперь вспомните и назовите слова-действия, которые образованы от слова ехать. (Ответы детей)".
Игра "Весёлые гонки"
Старший дошкольный возраст
Цель:активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Прокомментировать свои действия.
Ход игры.
Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле - большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых машин разных цветов. После чего педагог говорит: "А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту".
Дети выполняют действия и комментируют их: "Моя красная машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя зелёная машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя жёлтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж".
Педагог говорит после всех ответов детей: "Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала). Все эти слова образованы от слова ехать".
Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.