Карта обследования ребенка с ОНР
Анкетные данные
Фамилия, имя _______________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________
Дата поступления в группу ____________________________________________
Откуда поступил _____________________________________________________
Жалобы родителей ___________________________________________________
Анамнез
От какой беременности ребенок ________________________________________
Как протекала беременность ___________________________________________
Роды ____________________________________________________________________
Когда закричал ребенок _______________________________________________
Асфиксия ___________________________________________________________
Резус-конфликт ______________________________________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить ______________________________________________
Грудное или искусственное ____________________________________________
Раннее физическое и психическое развитие
Начал держать головку _________ (N к 2мес.), сидеть __________ (N к 6мес.) Стоять с помощью опоры _________ (N к 8-9мес.), ходить ___________ (N к 1 году)
Гуление ________ (N в 2-3 мес.), лепет ________ (N в 5-6мес.), первые слова ________ (N к 1 году), первые фразы ________ (N к 1,5-2годам), фразовая речь _________ (N к 3 годам)
Перенесенные заболевания:
До 1 года ____________________________________________________________
После 1 года _________________________________________________________
Ушибы, травмы головы _______________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие ______________________________________
Речевая и социальная среда
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения _______________________
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении ____________________________________________________________________
С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) __________
____________________________________________________________________
Занимался ли ребенок с логопедом ранее, с какого возраста _________________
____________________________________________________________________
Объективные данные о состоянии здоровья
Состояние слуха (лор) ________________________________________________
Состояние зрения (окулист) ___________________________________________
Состояние интеллекта (психиатр) _______________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) ____________________________________
Разговорно-описательная беседа
(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Как тебя зовут? ______________________________________________________
Сколько тебе лет? ____________________________________________________
Где ты живешь? _____________________________________________________
С кем ты живешь? ____________________________________________________
Как зовут маму, папу? ________________________________________________
Есть ли у тебя брат (сестра)? ___________________________________________
Кто работает в твоей семье? А кто учится? _______________________________
С кем ты дружишь в детском саду? ______________________________________
Помогаешь ли взрослым дома? _________________________________________
Что ты умеешь делать? ________________________________________________
Какая у тебя любимая сказка? О чем она? ________________________________
Другие сведения об окружающем мире __________________________________
____________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
Моторная сфера
А) Состояние общей моторики _________________________________________
Постоять на одной ноге (попеременно) __________________________________
Попрыгать на двух ногах ______________________________________________
Попрыгать на одной ноге (попеременно) _________________________________
Присесть, руки в стороны _____________________________________________
Б) Состояние мелкой моторики ________________________________________
Пальчиковые упражнения «Коза» ________________«Зайчик» ______________
«Колечко» ____________________________(правая, левая рука, синхронно)
«Кулак – ребро» _____________________________________________________
«Кулак-ребро-ладонь» ________________________________________________
«Пальчики здороваются» ______________________________________________
Собрать мозайку (спички и др.) _________________________________________
Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр) _______________________________
В) Мимика _________________________________________________________
Нахмурить брови ____________________________________________________
Наморщить лоб ______________________________________________________
Прищурить глаз _____________________________________________________
Изобразить радость (печаль) __________________________________________
Надуть щеку (щеки) __________________________________________________
Г) Навыки самообслуживания (умеет ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать, развязывать шнурки и т.д.) _____________
____________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
Психические процессы
А) Внимание _________________________________________________________
(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)
Б) Память __________________________________________________________
Запоминание предметов (слов) _________________________________________
Добавление предмета в линейный ряд ___________________________________
Уменьшение предметов в линейном ряду _________________________________
Заучивание слов при 1-, 2-, 3-, 4- кратном повторении ______________________
В) Зрительное восприятие _____________________________________________
Узнавание предметов в неполном изображении ___________________________
Узнавание предметов в условиях наложения ______________________________
Силуэтное изображение _______________________________________________
Восприятие цвета, оттенков ____________________________________________
Восприятие формы ___________________________________________________
Г) Пространственные представления ___________________________________
(справа ____, слева ____ , впереди ______ , сзади ______ , выше _____ , ниже ______ , выше ______ , дальше ______ , ближе ______ , в центре _______ )
Д) Временные представления __________________________________________
Части суток _________________________________________________________
Времена года _______________________________________________________
Дни недели _________________________________________________________
Е) Мышление ________________________________________________________
Обобщение словом ___________________________________________________
Исключение «4-го лишнего» ___________________________________________
Складывание разрезных картинок _______________________________________
Восстановление сюжета (серия картинок) ________________________________
Понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки») ____________________________________________________________________
Ё) Математические представления _____________________________________
Прямой счет _________________________________________________________
Обратный счет _______________________________________________________
Простейшие арифметические действия __________________________________
Ж) Работоспособность (снижена, достаточна) ___________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
Строение органов артикуляционного аппарата
Губы ______________________ Зубы ____________________________________
Челюсти ____________________________ Прикус ________________________
Твердое небо _________________________ Мягкое небо ___________________
Язык ________________________________ Подъязычная связка _____________
Кончик языка ___________________ Позиция языка в полости рта ____________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы _______________________________________________________________
(достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус – понижен, повышен, смешанный, норма)
Язык _______________________________________________________________
Саливация __________________________________________________________
Выразительность речи _______________________________________________
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)
Вывод: ____________________________________________________________________
Фонематический слух и фонематическое восприятие
А) Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
да – та – та ка – га – га
ба – па – ба ко – го – го
то – то – до бу – бу – пу
вы – ви – вы ма – мя – мя
Б) Различение слов со сходным звуковым составом:
крыша-крыса коза-коса
бочка-почка рожки-ложки
дрова-трова жар-шар
лук-люк софа-сова
мышка-мишка кот-год
В) Определение звука в ряду других звуков ______________________________
(хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук)
Г) Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук __________
___________________________________________________________________
Д) Выделение ударного гласного в начале слова ___________________________
Е) Выделение первого и последнего звука в словах (с 6 лет)
Кот _____________, дом _________________, утка ___________________
Ё) Придумывание слов с заданным звуком _______________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
Звукопроизношение
А)
«с»
«сь»
«з»
«зь»
«ц»
«ч»
«ш»
«щ»
«ж»
«л»
«ль»
«р»
«рь»
й
«г»
«к»
«х»
«б»
«п»
«д»
«т»
«ы»
и
э
е
я
Б) Дифференциация звуков
«с-з»
«с-щ»
«ш-ж»
«ж-з»
«щ-ш»
«щ-сь»
«ц-с»
«ц-ть»
«ч-с»
«ч-ть»
«ч-ть»
«ч-ц»
«ч-щ»
«л-р»
«п-б»
«т-д»
«к-г»
«к-х»
«ы-и»
Слоговая структура слова
№
п/п
Класс слов
Самостоятельное называние
(по картинкам)
Повторение за логопедом
1
2
3
4
1
Двусложные из двух открытых слогов
(ноты, муха, дети, вата)
2
Трехсложные из открытых слогов
(малина, голова, бананы, молоко)
3
Односложные (кот, дом, мак, дым)
4
5
6
Двусложные:
С одним закрытым слогом (петух, хобот, диван, веник);
Со стечением согласных в середине слова
(ветка, кофта, сумка, туфли);
С закрытым слогом и стечением согласных (альбом, тюльпан, индюк, фонтан)
7
8
9
10
Трехсложные:
С закрытым слогом (бегемот, телефон, попугай, молоток);
Со стечением согласных (улитка, ботинки, калитка, девочка);
Закрытым слогом и стечением согласных
(будильник, кофейник, Айболит, охотник);
С двумя стечениями согласных (клубника, ласточка, футболист, хоккеист)
11
Односложные со стечением согласных (винт, гном, банк, танк)
12
Двусложные с двумя стечениями согласных (клубки, клюква, клумба, гнездо)
13
Четырехсложные из открытых слогов (паутина, гусеница, пианино, чемоданы)
14
Со сложной слоговой структурой (сковорода, милиционер, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, градусник)
Повторение предложений:
Милиционер стоит у светофора _________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу _____________________________
Троллейбус остановился на перекрестке _________________________________
Жираф живет в зоопарке ______________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии – замена звуков и слогов, элизии – пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.)
Лексическая сторона речи
А) Понимание обращенной речи ________________________________________
(ограничено, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций, понимание обращенной речи)
Б) Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:
Ваза _______ венок ________ пылесос _______ корни ________ аквариум _________ тротуар _________ винегрет _________ клумба ________ сердитый _________ острый _______ томатный _________ гремит __________ зазеленело ___________
В) Знание названий предмета и его частей:
Стул (ножки, сиденье, спинка) _________________________________________
Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ________________________________
Машина (кабина, кузов, колеса …) ______________________________________
Г) Употребление обобщающих слов:
с 5 лет:
овощи ____________ мебель _____________ домашние животные ___________
фрукты ___________ посуда _____________ дикие животные _______________
одежда ____________ цветы ______________ грибы _______________________
обувь ______________ деревья _________________ рыбы __________________
Д) Знание названий животных, птиц и их детенышей:
Кошка _________ лиса __________ курица _________ корова __________ заяц __________
Гусыня _________ собака __________ медведь _________ утка __________ коза _________
Волк ___________овца ___________ лошадь __________ свинья _________ белка _______
Е) Кто где живет?
Медведь ____________ лиса _________________ белка _______________ птица _________
Волк ________________ собака __________________
Ё) Кто как кричит?
Корова ______________ лягушка ____________ утка ______________ собака ___________
Воробей _____________ гусь ________________ лошадь ______________ кошка ________
Ж) Кто как передвигается?
Змея ______________ комар ______________ заяц _______________ бабочка ___________
Гусеница ___________ уж __________________ рыба ______________ лягушка _________
З) Подбор прилагательных к имени существительному (2-3 слова):
Солнце (какое?) – _____________________________________________________________
Апельсин (какой?) - ____________________________________________________________
Лиса (какая?) - ________________________________________________________________
Облака (какие?) - ______________________________________________________________
И) Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам:
с 5 лет:
большой ________________ сладкий _______________
широкое ________________ твердый _______________
высокий ________________ белый __________________
Вывод: ____________________________________________________________________
К) Качественные прилагательные
Назвать какой формы предмет:
квадрат ________________________ круг _______________________
овал _____________________________ прямоугольник _______________
треугольник ______________________
Основные цвета:
красный ___________ оранжевый _____________ желтый ______________
зеленый ___________ голубой ________________ синий ______________
Назвать оттенки:
черный ___________ серый _______________ коричневый _________
фиолетовый ________ розовый _____________ салатовый __________
Грамматический строй речи
А) Понимание предлогов:
Покажи где:
кот идет к дому ___________________ кот в доме _________________________
кот перед домом _____________________кот за домом _____________________
кот на крыше ________________________кот вылезает из трубы _____________
кот под крыльцом ____________________
Понимание предложений с причинно-следственной связью:
Петя ударил Васю. Кому больно? ______________________________________
Что было раньше?
Я пошел в кино, после того как сделал уроки. ____________________________
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. _____________________
Б) Глаголы. Назвать действие по предъявленному представлению:
самолет _______________________ лошадь __________________________
дятел _________________________ мальчик _________________________
В) Относительные прилагательные. Из чего сделан предмет?Какой?
шкаф __________чашка __________шапка _____________ машина ___________
Какой лист?
у Милы _______________________у Нины _______________________________
у Симы _______________________у Ромы ________________________________
Г) Назвать притяжательные прилагательные:
Чей это хвост?
У зайца ___________у лисы ________________у волка ___________________
Д) Образование притяжательных прилагательных:
Чей фрукт? (мама, бабушка) ____________________________________________
Чей дом? (Таня, кошка) _______________________________________________
Е) Преобразование имени существительного ед.ч. во мн.ч.
дом___________глаз __________утенок _____________карандаш ____________
ухо___________стакан_________перо_________________рукав _____________
окно____________паук____________стол_________________рот ____________
Ё) Употребление им. сущ. в Р.п. мн.ч.:
Чего много в лесу? ____________________________________________________
Кого много в лесу? ___________________________________________________
Чего много в детском саду? ____________________________________________
Кого много в зоопарке? _______________________________________________
Ж) Образование им. сущ. с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов:
нос______________стул____________вишня____________рука ______________
птица____________утка_____________плечо_____________ведро ___________
сумка____________голова___________стол______________воробей _________
З) Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе:
1 мяч _____________ 1 ёлка ______________ 1 яблоко ____________
2 _________________ 2 __________________ 2 __________________
3 _________________ 3 __________________ 3 __________________
4 _________________ 4 __________________ 4 __________________
5 ________________ 5 __________________ 5 ___________________
И) Образование глаголов при помощи приставок (при-, у- , за-) :
Ехал ____________________________________________________________________
Идти ____________________________________________________________________
Бежал ____________________________________________________________________
Летел ____________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Фразовая речь
Составление предложений по опорным словам:
со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами ____________________________________________________________________
по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности:
на, Саша, лыжах, катается ___________________________________________
клетки, чиж, из, вылетел _____________________________________________
по картинкам ________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Связная речь
Составление предложения по картинкам.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по предметной картинке «Кот»
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок «Ёж»
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по опорным словам и предложениям.
Встретились на мостике два козленка. Белый козленок говорит …
Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение __________________________________________
____________________________________________________________________
Дата ________________ Логопед ________________________