kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Пальчики помогают говорить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей с ОНР отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонение в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированность тонких движений пальцев руки.

Так, на основе проведенных опытов и обследование большого количества детей было выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в приделах нормы. Если же развитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Дети, которым удаются изолированное движение пальцев-говорящие дети, если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые/ "ватные"/и не дают изолированных движений, то это-неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь.

До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается. Для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие упражнения:

1/разминать пальцами пластилин, глину.

2/катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

3/делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальц и, крепкие, которые не разожмешь.

4/двумя пальцами руки указательным и средним "ходитъ"по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом левой рукой.

5/показывать отдельно только один палец- указательный, затем два указательных и средний, далее три, четыре и пять.

6/показывать отдельно только один большой палец.

7/барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

8/махать в воздухе только пальцами.

9/хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

1О/собирать все пальчики в щепотку/пальчики собрались вместе разбежались.

11/нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

12/наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец/получается колечко или спираль.

13/завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

14/застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

15/собирать пирамидки, матрешки, мозаику.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простыв Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира- предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

1."Флажок". Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2.«Очки»  Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки.Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3.    "Бинокль". Большой палец каждой руки вместе с
остальными образует кольцо. Посмотреть в„ бинокль,,.

4.    «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол,
правую прикрыть и положить сверху.

5. "Беседующий человек". Поставить на стол два кулака с
поднятыми вверх большими пальцами.

6.   "Ворота". Кисти рук поставить на ребро, свести кончики
пальцев. Открыть и закрыть "ворота".

    7. "Бутончик цветка". Утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул-закрылся, спрятался. Сжимать и разжимать кулачки.

    8."3айчик". Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони. Шевелить' 'ушками''.

Выполнять пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторикой рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость исчезает скованность движения, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма

В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Пальчики помогают говорить" »

Пальчики помогают говорить

Автор: Савинова Ирина Александровна, методист, школа раннего развития «Малышок».

Описание материала: Рекомендации родителям,  имеющих детей  с дефектами речи и нарушением мелкой моторики рук.

У детей с ОНР отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонение в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе поих обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированность тонких движений пальцев руки.

Так, на основе проведенных опытов и обследование большого количества детей было выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в приделах нормы. Если жеразвитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Дети, которым удаются изолированное движение пальцев-говорящие дети, если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые/ "ватные"/и не дают изолированных движений, то это-неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь.

До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается. Для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие упражнения:

1/разминать пальцами пластилин, глину.

2/катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

3/делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальци, крепкие, которые не разожмешь.

4/двумя пальцами руки указательным и средним "ходитъ"по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом левой рукой.

5/показывать отдельно только один палец- указательный, затем два указательных и средний, далее три, четыре и пять.

6/показывать отдельно только один большой палец.

7/барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

8/махать в воздухе только пальцами.

9/хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

1О/собирать все пальчики в щепотку/пальчики собрались вместе разбежались.

11/нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

12/наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец/получается колечко или спираль.

13/завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

14/застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

15/собирать пирамидки, матрешки, мозаику.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простыв Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира- предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

1."Флажок". Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2.«Очки»  Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки.Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3.    "Бинокль". Большой палец каждой руки вместе с
остальными образует кольцо. Посмотреть в„ бинокль,,.

4.    «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол,
правую прикрыть и положить сверху.

5. "Беседующий человек". Поставить на стол два кулака с
поднятыми вверх большими пальцами.

6.   "Ворота". Кисти рук поставить на ребро, свести кончики
пальцев. Открыть и закрыть "ворота".

    7. "Бутончик цветка". Утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул-закрылся, спрятался. Сжимать и разжимать кулачки.

    8."3айчик". Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони. Шевелить' 'ушками''.

Выполнять пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторикой рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рукприобретают хорошую подвижность, гибкость исчезает скованность движения, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма

В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработкеосновных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Литература:

1. В.В. Цветарный " Играем пальчиками и развиваем речь"

2. Лань, С.-Я., 2005 г. 2.С.Е. Большакова ''Работа логопеда с дошкольником" М.: 1996г.

З. Журнал ''Дошкольное воспитание" №8,2008г.

4. Е.В.Сербина "Математика для малышей" М.: Просв., 1992г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Пальчики помогают говорить"

Автор: Савинова Ирина Александровна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Консультация для родителей Пальчики помогают говорить."
    ["seo_title"] => string(61) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_pal_chiki_pomoghaiut_ghovorit"
    ["file_id"] => string(6) "457467"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518629596"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) ""Нетрадиционное рисование - или пальчики помогают говорить" /Дистанционное занятие с дошкольниками"
    ["seo_title"] => string(80) "netraditsionnoe_risovanie_ili_palchiki_pomogaiut_govorit_distantsionnoe_zaniatie"
    ["file_id"] => string(6) "548003"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1587845957"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Мастер–класс для педагогов «Веселые пальчики» "
    ["seo_title"] => string(52) "mastier-klass-dlia-piedaghoghov-viesielyie-pal-chiki"
    ["file_id"] => string(6) "212304"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431800434"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Семинар- практикум для родителей "Играем пальчиками""
    ["seo_title"] => string(56) "sieminar_praktikum_dlia_roditieliei_ighraiem_pal_chikami"
    ["file_id"] => string(6) "425354"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1502652387"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект коррекционно- развивающего занятия "Умные пальчики" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-korriektsionno-razvivaiushchiegho-zaniatiia-umnyie-pal-chiki"
    ["file_id"] => string(6) "167276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423064926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства