kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дифференцированных заданий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача учителя -  научить грамотно писать и выражать свою мысль. Внимание учителя сосредоточено на развитие орфографичесrой  и пунктуационной грамотности и их речевом развитии.В классах есть такие ученики, которые хорошо знают теоретический материал, но не всегда применяют его при написании. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дифференцированных заданий»

Доклад: Использование дифференцированных заданий как средство повышения грамотности учащихся



 

ДОКЛАД
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ   ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
 

 
 

Составила:
учитель – логопед
Л.И.Ескина

   2013 г.
 

Использование дифференцированных заданий как средство повышения грамотности учащихся


Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Задача учителя - научить детей грамотно писать и правильно выражать свою мысль. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.  В классах есть такие ученики, которые хорошо знают теоретический материал, но не всегда применяют его при написании. В результате допускают орфографические и пунктуационные ошибки. А есть и другие ученики, которые безграмотны. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной работы. Для многих учеников это утомительно и трудно. Педагоги настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению. 
Можно выделить несколько причин безграмотности учащихся:
* понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики пытаются запомнить правила, осознать;
* понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; ученики лучше выберут компьютерную игру, чем чтение книги;
* неумение «видеть» орфограммы.
Что же такое орфографическая зоркость учащихся? Умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением, называется орфографической зоркостью”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. 
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике. Академик А.В.Текучёв реалистично оценивает место орфографической работы в общей системе занятий по русскому языку. Реалистично трактуется им и понятие грамотности. «По-настоящему грамотным можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать».

В деятельности учителя можно выделить несколько направлений:

1. поиск интенсивных приемов формирования орфографической зоркости учащихся;

2. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся путем создания творческой атмосферы на уроке;

3. реализация задачи развития логического мышления учащихся, обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

4. усиление практической направленности обучения русскому языку;

5. поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в начальной школе. 

Навыки грамотного письма требуют непрерывной целенаправленной работы.

С начала учебного года необходимо выявить слабых учащихся для того, чтобы использовать дифференцированный подход. В отдельной тетради успеваемости делаются записи допущенных ошибок учениками. После этого составляются карточки с индивидуальным заданием. Учащиеся работают с этими карточками, тем самым ещё раз обращают внимание на данные орфограммы.

На каждом уроке необходимо учить учащихся опознавать орфограммы. В любой письменной работе ребята должны выделять, показывать орфограмму, в устных работах обязательно называть её и комментировать. Когда затрудняются в ответе, то обращаются к форзацу учебника или к параграфу. 

Практика в школе показала, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения: 

1. Списывание текста с пропущенными буквами;
Так при выполнении упражнения важно не просто списать, но и вставить буквы, объяснить свои действия. Вставить пропущенные безударные гласные. (В своей работе я предлагаю упражнения для 4 класса).
«Не трогай в л…су ни ветки, ни тр…винки. Не разоряй муравьиные д…ма. Не хв…таешь же ты со ст…ны музея разные чудесные вещи. Ведь они – для всех людей. И лес – для всех людей на З…мле».

2. Письмо по памяти; 
Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. Необходимо давать детям для запоминания небольшие прозаические тексты.
«Природа украшает нашу жизнь. Она несет человеку много радостных
минут».
 «Хороша наша русская природа!»

3. Предупредительные диктанты;
Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой).

4. Объяснительные диктанты; 
Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух.
Письмо окончаний.
«Много в запасе у зим… холода и снега. Поэтому звери готовятся к зим… .
Но каждый встречает зим… по-своему. Кто шубку меняет, кто грибы сушит.
Холодной зим… всё пригодится. О зим… думают и люди».

5. Подготовленные диктанты;
Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова пишутся под диктовку.
«Гор…д, д…орога, з…вод, лаг…рь, к…ньки, меб…ль, ов…щи, п…суда, вч…ра, р…сую, пр…мер, б…рёза, г…зета, к…ртина, в…ленки».

6. Комментированные диктанты; 
Учитель читает предложение, все слушают. Предложение учителем читается повторно (по частям) Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.
«Пришла осень. Над землёй плывут туманы. Опадает листва. С полей всё убрали. В садах жгут сухие ветки. Мы стоим и смотрим на пламя.  Это догорает лето».

7. Графические диктанты; 
Графические диктанты помогают повысить развитие анализа структуры предложения, а также пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания.
Игра.
«Кто собирает яблоки спиной… 
«У кого на сучке кладовая...
«Видел ли ты облепиху?   Это кусты с оранжевыми ягодами.   А почему их так назвали?  Они облепили все ветки.    Полезны ли эти ягоды?  Это очень полезные ягоды!»

8. Цифровые диктанты; 
Верны ли мои утверждения? Я утверждаю, что в словах, которые назову, есть буква Ь, найдите эти слова (указываются только цифры). 

 

  1. дельфин

  2. пельмени

  3. хвостик

  4. письмо

  5. капель

  6. шмель

  7. камни

  8. карамель

  9. радостный


Ответ: 1,2, 4,5, 6,8

9.  Творческие. 
Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения.
а). Сегодня в классе ученики читали книгу.
б). Вчера они лепили бабу.
в). Завтра дети пойдут смотреть фильм.
 

  1. Свободные диктанты; 

Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

11. Выборочные диктанты. 
Позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания. Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

На уроках проводится словарно-орфографическая и орфоэпическая работа. При словарно - орфографической работе, как правило, у доски 4 ученика. Остальные ученики по цепочке диктуют словарные слова. После написания проверяется работа вслух, можно одновременно выполнить и взаимопроверку. При выполнении словарных диктантов включаются слова, над ошибками в которых класс работал.

12.Словарный диктант;
Иней, вагон, русский, фабрика, портрет, полотенце, квартира, корабль, трамвай, костюм, вокзал, пшеница, минута, трактор, цыпленок, ястреб.
Записать по слуху и расставить ударение, безударные буквы подчеркнуть.   

13. Контрольный диктант; 
Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием.

В школу.
Лето прошло. Началась осень.  Часто идут дожди. На улиуах лужи. Поля опустели. Мальчики и девочки пошли в школу. Ване куптли портфель. У Шуры красивые туфельки. А Лиде купили новые карандаши. У всех подарки.
 
14.   Диктант «Проверяю себя».

15. Контрольный тест; 
Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме.

1. В каком ряду во всех словах надо вставить букву разделительный Ь?
 

  1. сем…я, кол…я, солов…и, бел…ё, здоров…е

  2. кон…, мыш…, кор…, бол…, мел…

  3. кон…ки, бор…ба, скол…ко, гор…ко, мал…чик


2.В каком ряду во всех словах надо вставить букву и ?

1. пл…вут,  з…мляника,   трав…, б…лка, вет…р

2. груш…, ш…шка, ш…роко,  ш…пят, ерш…

3. рубеж…, сторож…т, дорож…ть, ж…вот, ж…рный

3.В каком ряду во всех словах надо вставить букву а ?

1. крич…ть, молч…ть, печ…ть, кач…ть, свеч…

2. щ…вель, угощ…ть, рощ…, прощ…ние, пощ…да

3. яг…ды, …бед, зд…ровье, телевиз…р, к…стюм


Ответ: 1          2,3        1,2 

16. Пользование орфографическими словарями;
На уроках русского языка ученики работают с орфографическими словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.  Для слабых учеников задание может быть более конкретизировано: работают со словами на определенную букву.

17. Работа над ошибками;
В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов предлагаются индивидуальные задания по допущенным ошибкам (карточки с заданием).

Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать орфографические трудности, нужно систематически работать на протяжении многих лет. Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли заинтересовать ребят и удивить.

18. Проверочная работа с использованием перфокарт, сигнальных карточек. 
В ходе урока учащиеся работают с перфокартой и сигнальными карточками. Эта работа нравится детям. Она развивает внимание и быстроту реакции. Этот вид работы помогает лучше закрепить изученные орфограммы.

Разделительные Ь и Ъ

 


  1. несъедобный объёмный серьёзный


  2. съехать ружьё необъятный


  3. добьётся подъём объявил


  4. отъехал муравьи вьюга


  5. подъезд льём объявление


  6. листья съездил объединил 


  7. подъехал прольёт собьются 


  8. вьётся объяснение необъятный


  9. объединить разъяснить барьер


Слабоуспевающим учащимся даются индивидуальные перфокарты.
В результате работы проделанной в данном направлении можно с уверенностью сказать, что:
* повысится качество выполняемых письменных классных работ, домашних, контрольных работ;
* большинство учащихся при написании письменных работ быстро и правильно научатся правильно определять вид орфограммы;
* более активно работать на уроках;
* с большим интересом и желанием будут выполнять различные задания по русскому языку;
* слабоуспевающие учащиеся компенсируют свои пробелы в знаниях;
* разовьётся эмоционально-волевая сфера детей, сформируется вера в себя, повысится самооценка при стремлении к постоянному росту.
     А вот другой взгляд на данную проблему. Автор её Михаил Федотович Гнездилов. Он считал, что в основе письма слов, написание которых не совпадает с произношением лежит простая, единичная связь между зрительным образом правильно изображенного слова и соответствующим моторным актом, т.е. движениями руки при его написании.  В результате образования такой связи, учащиеся получают возможность ответить только на один вопрос, а именно: как надо писать это слово?
     Чтобы у учащихся образовалась необходимая в данном случае связь, следует прежде всего добиться наибольшей отчетливости взаимосвязываемых компонентов: восприятия зрительного образа слова и моторного акта, связанного с его написанием. Материал данного автора необходимо изучить в дальнейшем и опробировать на практике.
     «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
 
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Использование дифференцированных заданий

Автор: Ескина Лариса Ивановна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(73) "ispol-zovaniie-diffierientsirovannykh-zadanii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "308506"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458589279"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "«Использование индивидуальных и дифференцированных подходов  в учебно – воспитательном процессе». "
    ["seo_title"] => string(104) "ispol-zovaniie-individual-nykh-i-diffierientsirovannykh-podkhodov-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "221889"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435656875"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Дифференцированный подход в обучении и воспитании "
    ["seo_title"] => string(55) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-i-vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "243764"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445797146"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Использование дифференцированных заданий на уроках для достижения качественных результатов учебной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_diffierientsirovannykh_zadanii_na_urokakh_dlia_dostizhieniia_kach"
    ["file_id"] => string(6) "418498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495714242"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Педагогическое исследование на тему: Дифференцированный подход в обучении по учебной дисциплине  «Эффективное поведение на рынке труда»"
    ["seo_title"] => string(156) "piedaghoghichieskoie-issliedovaniie-na-tiemu-diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-po-uchiebnoi-distsiplinie-effiektivnoie-poviedieniie-na-rynkie-truda"
    ["file_id"] => string(6) "254416"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447763262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства