Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в логопедической работе»
Использование мнемодорожек на логопедических занятиях
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.
Как известно, характерными особенностями детей с тяжелыми речевыми патологиями являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того, у них отмечается бедная диалогическая речь: Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с тяжелыми речевыми и зрительными нарушениями.
Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей. Этим и определяется актуальность предложенной работы.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.
Цель обучения по мнемодорожкам - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. психических процессов, для ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи и служат дополнительной зрительной опорой в работе с детьми со зрительной патологией.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Работа на занятиях по мнемодорожкам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание дорожки и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в слова.
3 этап: После перекодирования осуществляется составление предложений по заданной теме.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать предложения.
С использованием мнемодорожек можно решить следующие задачи:
1. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
2. Обогащения словарного запаса.
3. Развитие лексико-грамматического строя речи;
4. Развитие связной речи:
Необходимо подчеркнуть, что мнемодорожками не ограничивается вся работа по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи и зрения. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа.
В ходе работы с детьми с нарушениями зрения и тяжелой речевой патологией и нами были использован диск Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники Омельченко Л.В. с мнемодорожками по составлению предложений разных типов, где вся коррекционная логопедическая работа строится на тематическом планировании учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующего развития. В результате этого мы столкнулись с недостаточностью речевого материала по определенным лексическим темам. Поэтому мы составили мнемодорожки для формирования лексико-грамматического строя речи и формирования навыка составления предложений по всем лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующего развития для детей с нарушениями зрения отягощенным тяжелыми нарушениями речи. с примерами мнемодорожек по лексическим темам можно ознакомиться в папке приложений.
В качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий у детей с нарушениями звукопроизношения можно использовать мнемодорожки с предложениями и мнемотаблицы для автоматизации и дифференциации звуков в скороговорках и стихах, поскольку они позволяют ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. С примерами мнемодорожек и мнемотаблиц можно ознакомиться в папке приложений.