Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников».
Автор проекта – Обросова Н.А. учитель-логопед.
База МАДОУ Детский сад № 13 «Колосок»
Сроки: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Этапы реализации проекта:
I – подготовительный (сентябрь 2016–октябрь 2016 г.)
II – организационный (октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.)
III – итоговый (апрель — май 2017 г.)
Актуальность темы
Дизартрия является распространенным речевым дефектом среди детей дошкольного возраста, рождаемость детей с данным клиническим диагнозом имеет тенденцию к увеличению (Л.Н.Журба ,Е.Н.Мастюкова, Е.Н. Правдина-Винарская). Устранение речевых нарушений у дошкольников с дизартрией является актуальной проблемой логопедии.
Успешное обучение и воспитание детей в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к школе. Но дошкольники с дизартрией испытывают затруднения при овладении программными требованиями детского сада и оказываются плохо подготовленными к школе (Г.В.Чиркина, Н.В.Серебрякова, Л.В.Лопатина).
У дошкольников с дизартрией отмечается наличие внеречевых нарушений: нарушение внимания ,памяти, эмоционально-волевой сферы, замедленное формирование высших корковых процессов.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песка. И это не случайно, ведь игра с ним как процесс самосознания ребёнка и спонтанной «самотерапии» известно с давних времён. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление. В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс возможность созидательного изменения формы сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе в песочнице.
Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя: Волшебником, Художником, Сказочником, cпособным изменить сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно.
Недостаточная изученность данной методики, ее взаимосвязь с нарушениями речи у дошкольников с дизартрией, не разработанность методов профилактики и коррекции нарушений речи, сочетающихся с игрой в песке, определяют актуальность данной темы.
Объект. Речевая деятельность старших дошкольников с дизартрией.
Предмет. Процесс целенаправленного формирования языковых средств у детей с дизартрией через специально организованные занятия с песком.
Цель. Внедрить в педагогическую деятельность нетрадиционные методы работы, направленные на устранение недостатков речи у старших дошкольников с дизартрией.
Задачи
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на НОД по развитию речи дошкольников;
- создать систему отслеживания результатов на каждом этапе обучения у каждого ребенка;
- привлечь родителей в образовательный процесс;
- Гипотеза. Эффективность коррекционного обучения дошкольников с дизартрией может быть существенно повышена, если коррекция языковых средств будет проводиться параллельно с применением песочной сказкотерапии.
Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:
- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
- разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
-в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
-повысить мотивацию к НОД
- развитие речи дошкольников;
- привлечение родителей в образовательный процесс.
Механизм оценки результатов:
«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности»
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап — подготовительный этап (сентябрь 2016 года)
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
- проведение педагогической диагностики;
-анализ медицинской документации
-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;
- создание речевой среды
2 этап — основной этап (октябрь2016года – апрель 2017года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 5-6 лет по развитию речи
Обогащение предметно – развивающей среды:
-оформление книжного уголка, приобретение нового наглядного материала по данной теме
- оформление памяток для родителей и педагогов.
-создание естественной стимулирующей среды (песок, киндер игрушки, элементы живой и неживой природы, абстрактные символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.
Работа с детьми:
- занятия по перспективному плану по образовательной области «Коммуникация" с применением здоровьесбрегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: логоритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,су-джок терапия,элементы релаксации.
3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия с использованием песка, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
С применением мнемотехники
Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.
На песке придумывание и проигрывание рассказов от имени какого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывание сказки и рассказа на различные лексические темы, составление рассказов небылиц.
С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок?», «Игротека в кругу семьи», «Песочная терапия для развития речи дошкольников»,
«Игровой массаж предметами».
2) памятки:
«Ваш ребенок левша», «Здоровьесбережение», «Пальчиковая гимнастика», «»Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры».
3) Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников», « Трудный звук ты наш друг»
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
Работа с педагогами:
Консультации: « Основные принципы построения развивающей среды». Семинар-практикум «Игровые технологии в развитии речи дошкольников.
3 этап — заключительный этап (май 2017год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
-презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);
- анализ проведенного проекта.
Перспективы развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы
2.1 Теоретические основы аналитической деятельности.
В середине XX века принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно- развивающими. Проанализировав и изучив данную систему внедрила в практику песочные игры как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Требования к проведению непосредственно-организованной образовательной деятельности:
-создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей, для чего необходимо расширить ориентировочную часть;
-направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействие;
-обязательное речевое планирование деятельности, когда ребенок выполняет задания под комментарий логопеда, а затем уже в сочетании с собственной речью,
-предъявления детям доступных по сложности и объему заданий;
-использование достаточно большого количества материала;
-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.;
-развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Формы организованной образовательной деятельности:
Подготовительные
направлены на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к дальнейшим занятиям, на установление речевого и эмоционального контакта с логопедом. Взрослый выступает в роли участника, давая возможность дошкольникам проявить фантазию и творчество.
Узнавание и различение неречевых звуков:
комментарий логопеда звукозапись действия ребенка в песке;
звукозапись действия ребенка или группы детей;
комментарий ребенка звукозапись действия группы детей.
На занятиях формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, способность дифференцировать неречевые звуки.
Узнавание и различение речевых звуков
-работа над сохранными гласными и согласными звуками в начале, в середине, в конце слова;
-работа над дифференциацией звуков в словах;
-работа над звуковым составом слов.
На занятиях воспитываются и развиваются навыки слухового контроля как за произношением звуков в чужой речи, так и в собственной, развивается восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков.
Развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания:
На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типов, появляется способность дифференцировать различные виды интонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания.
Играя с детьми в песке, я использую предметы различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями, с познанием мира. Дошкольник учится самоанализу ,умению понимать себя и других. Так закладываются навыки позитивной коммуникации. Как проходят наши занятия. Я делаю на песке отпечатки кистей рук и рассказываю о том, что при этом чувствую. Затем тоже самое проделывают ребята. Постепенно они накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Я « прокладываю» в песке тропинки, по которым дети «проходят», чередуя руки. Справа и слева от дорожек то ладонями, то кулачками, то костяшками пальцев мы «создаем» различные предметы. Потом мы пробуем играть в песке сразу двумя руками, используя все десять пальцев. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Малыш не боится писать на песке, ведь ее легко можно исправить. Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, я работаю над речью ребенка- словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая чьи они, как и кем использовались. Или медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или лесу, в море или на другой планете.
Еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры, геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение к занятиям, позволяет себя чувствовать комфортно на протяжение всей работы
2.2 Полученные результаты проекта
Анализ результатов обследования позволяет сделать вывод о положительной динамике речевого развития. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций с героями сказочных игр помогло в образовательной деятельности у 85% детей развить связную речь, поскольку происходит «оречевление» действий, развилось логическое мышление у 74% детей, у 78% детей улучшился грамматический строй речи.
Поставленные цели предполагают создание предметно-развивающей среды, в которой ребенок проявляет творческую активность, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.
Совместно с родителями созданы центры, с помощью которых удалось достичь максимальный эффект комфортной обстановки, что увеличило положительное, эмоциональное настроение.
- сенсорный центр: обеспечивает богатство сенсорных впечатлений. Создание этого центра включает в себя: звучащие игрушки, дидактические игры, сенсорный мешочек, «Волшебный куб», фонтан. У детей развиваются сенсорные способности, которые являются базовыми в системе интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте.
- центр индивидуальной деятельности: используется панно «Веселый поезд» с карточками – символами звуков, картинками, карточками звуко-буквенного, слогового анализа. Организация данного центра способствовала улучшению звуко-буквенного анализа слов у 9 воспитанников, слогового анализа у 11 детей.
- центр песочной сказкотерапии. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный» интеллект ребенка. У 12 детей повысился мотивационный интерес к образовательной деятельности, гармоничнее и интенсивнее происходит развитие познавательных и образовательных процессов. Играя на песке на подсознательном уровне, через слуховое, зрительное, тактильно-кинестетическое восприятие позволило 85,4% воспитанникам усвоить элементы грамоты. Дети узнают буквы и начинают неосознанно соотносить звуки с их графическим изображением.
Данный центр способствовал развитию связной речи у 86,3% детей. Через проигрывание сказок у детей создается атмосфера радостного, приподнятого настроения, активизировалось речевое общение. Играя в театр, у детей с дизартрией улучшилась мелодико-интонационная сторона речи. Дети, изображая персонажей разных сказок мимикой, жестами выражают свои эмоции, меняя высоту, силу, тембр голоса, у 80% детей улучшилась просодическая сторона речи. Используя диалогическую речь, пальчиковый театр у 84,2% детей развилось творческое мышление, у 87,3% детей автоматизировались поставленные звуки.
Центр релаксации
Слушая звуки бегущего ручейка дети расслабляются во время проведения зондового массажа. В зависимости от состояния мышечного тонуса в практике применяю расслабляющий или стимулирующий массаж шеи и языка. Благодаря массажу и медикаментозной терапии у детей с дизартрией улучшилось кровоснабжение речевых органов, тем самым у 87% детей с тяжелыми нарушениями речи удалось добиться нормализации мышечного тонуса. Движения языка стали более точными, выполняются в полном объеме, уменьшилась саливация.
Лежа на ковре, слушая звуки леса или морского прибоя у детей достигается эффект полного расслабления, у 89,7% воспитанников нормализовался мышечный тонус, снялись патологические зажимы.
Речевой центр.
Большое значение в речевом центре придается материалу для развития мелкой моторики пальцев рук: традиционные шнуровки, пазлы, массажеры, вязанные колпачки на пальцы, су –джок терапия, картотека пальчиковых игр, киндер сюрпризы. Речевой центр располагает разнообразными дидактическими играми, которые способствовали формированию грамматического строя речи у 86% детей, фонематический слух улучшился у 89,3% детей, у 89% детей по лексическим темам улучшился словарный запас.
Центр артикуляционной гимнастики. Богат наглядными изображениями героев артикуляционных сказок. Выполняя артикуляционные упражнения с оречевлением стихов, используя элементы самомассажа шеи, лица дети самостоятельно активизируют мышцы артикуляционного аппарата, изображая мимику наиболее выразительно. У 89,3% детей отмечается положительная динамика в развитие артикуляционного праксиса. Упражнения на поддувание значительно улучшили силу воздушной струи, что ускорило постановку звуков.
Центр обучения грамоте.
Замки гласных и согласных звуков принцесса Гласия и Согласия, схемы, характеристики звуков, игры по запоминанию букв способствовали развитию навыка звуко-буквенного анализа и синтеза у 92% детей, изучению букв у 87% детей. К концу года у 85% детей наблюдается по слоговое чтение.
Таким образом, подбирая интересные и разнообразные приемы работы, созданы оптимальные условия для развития всех компонентов языковой системы, формирования психических процессов у дошкольников, способствуя тем самым качественной подготовке к школе.
Автор: Обросова Н.А. учитель-логопед МАДОУ Детский сад №13 «Колосок»