Просмотр содержимого документа
«« Использование инновационных и развивающих технологии в развитии речи дошкольников»»
Мастер- класс по теме:
« Использование инновационных и развивающих технологии в развитии речи дошкольников»
Подготовили:
учителя-логопеды
Сёмина Ю.И., Терешкова А. В.
МБДОУ ДС № 332
Цель мастер-класса:
- Повышение профессионального уровня педагогов;
-Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
Задачи:
- Показ опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников
-Отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога
Материал и оборудование:
-ноутбук и проектор
-презентация по теме
- наглядный материал
Ход мастер- класса:
Слайд 1.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Слайд 2.
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
Слайд 3.
Конечно, мы всегда занимались развитием навыков общения, обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты. Но традиционные формы не позволяли ребенку раскрыть свой творческий потенциал, чаще всего были скучны и неинтересны. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников.
Слайд 4.
Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Слайд 5. Чем тяжелее нарушение речи, тем сильнее выражены нарушения мелкой моторики. Пальчиковые игры в сухом бассейне и с песком стимулируют:
-активные точки на ладонях (расслабляет, снимает стресс, )
-активизирует речевые и познавательные отделы мозга
-развивает мелкую мускулатуру руки
- коммуникативные навыки
-умение строить сюжет и логическое мышление
Слайд 6.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи.
Слайд 7.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Слайд 8.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам, рассмотрим некоторые из них. (связная речь и ее развитие мнемотаблицы)
Слайд 9.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой проводится только по назначению логопеда или физиотерапевта. Назнают дыхательную гимнастику в двух случаях: при коррекции речи и при психоэмоциональных нарушениях (ММД, СДВГ).
Высокие результаты дыхательной гимнастики по Стрельниковой показывают при коррекции ЗПР, ЗРР и ОНР, и патологиях речевого аппарата, дизартрии, логоневрозах, сложной дислалии. Гимнастика по стрельниковой дает высокие результаты через полтора месяца ежедневного применения.
Слайд 10.
биоэнергопластика – одно из направлений кинезиотерапии (лечение движением). Биоэнергопластика – содружественное движение руки и языка.
Исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Якобы было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но так же память и внимание.
Слайд 11.
Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.
Достоинства: улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи - рассказывают предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).
Слайд 12.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.