Мақсатты түрткі болғыш/ Мотивационно-побудительный | 1. Упражнение с массажным шариком - Су-Джок «С мячиком дружу» Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. - Язычок однажды подслушал как поют на лугу комарики З______________ и ему тоже захотелось научиться петь эту песенку. Сегодня мы и поучим его петь эту песенку. | - Выполняет упражнение, проговаривают слова. Круговые движения шарика между ладонями. Гладят шариком ладошку. Сжимают шарик. Прижимают шарик к каждому пальчику. - Слушает внимательно логопеда. |
Іздестіру-ұйымдастыру Организационно -поисковый | 2. Артикуляционная гимнастика для звука [З]. ☺ Язык широкий - узкий. ☺ Кончик языка упереть в нижние зубы, затем высунуть изо рта. ☺ Сделать из языка желобок снаружи рта. ☺ «Киска сердится» Кончик языка упереть в нижние зубы, а переднюю часть спинки языка поднимать и опускать. ☺ « Почистим зубы» Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом с низу в верх. ☺ Сочетание движения языка и выдоха. ☺ «Наказать непослушный язычок» ☺ Положить широкий язык на нижнюю губу(губы в улыбке) и задувать в отверстие пузырька для получения свиста. ☺ «Загнать мяч в ворота.» ☺ Растянуть губы в улыбку затем собрать в трубочку. - Предлагает посмотреть на профиль 3. Артикуляция звука[З] -губы в улыбке; -зубки сближены; -широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; -холодный воздух идёт по центру язычка (рука для контроля у рта); -горлышко «звенит». 4. Постановка звука. 1.По подражанию. Перед зеркалом утрировано произносится звук, привлекая слуховое, зрительное и тактильно-вибрационное внимание ребёнка. 2.От артикуляционной гимнастики ориентируясь на уклад органов речи перед зеркалом показ и объяснение: -губы в улыбке; -зубки сближены; -широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; -холодный воздух идёт по центру язычка (рука для контроля у рта); -горлышко «поёт». 3.От опорных звуков а) От звука [C] Прикладываем руку ребёнка к моей гортани, а другую руку на горло ребёнка. Произношу несколько раз подряд глухой звук [C]; звонкий звук [З], затем без перерыва начинаю артикулировать на фоне [C]- [З]; СЗ не прерывая голоса на одном выдохе [С]- тихо, [З]- громко. б) Приём аналогии с гласными. Гласные произносятся длительно не прерывая голоса на одном выдохе А→А; О→О; У→У И→И С→З Тихо → Громко 5. Фонетические упражнения. 1. «Накачаем насосом колесо.» 2. Комарики летят и звенят : ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…………. 3. «По звуковой дорожке» 6. Развитие фонематического восприятия и внимания. Хлопни в ладоши если услышишь звук [З] . З, м, б, з ….; за, ба, га, зы….;зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко 7. Д/и «Четвёртый лишний» Называются картинки. В названии 3-х из них слышится звук [З], а в названии одной его нет. Надо показать, какая картинка лишняя и объяснить почему. | - Внимательно слушает логопеда, выполняет артикуляционные упражнения. - Внимательно слушает логопеда, смотрит на профиль, выполняет инструкцию. - Внимательно смотрит и слушает логопеда, выполняет инструкции. - Ребенок прикладывает руку к горлу логопеда, слушает внимательно, повторяет. - Произносит гласные длительно не прерывая голоса на одном выдохе А→А; О→О; У→У И→И С→З Тихо → Громко - Выполняет фонетические упражнения. Произносит изолированно звук [З]. - Внимательно слушает, хлопает в ладоши когда слышит звук [З]. - Внимательно смотрит на картинки и слушает задания логопеда, находит лишнюю картинку объясняет свой выбор. |