Поскотинова Ольга Александровна, учитель-логопед
МАДОУ № 77 «Зоренька»,
УЧЕБНО-ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ
ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СВИСТЯЩИХ
И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ
В усвоение звуковой стороны языка у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями входят два взаимосвязанных процесса: коррекция произносительной стороны речи и формирование восприятия звуков речи. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление звукопроизношения и усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Из года в год число детей, имеющих нарушения фонематического слуха не уменьшается, поэтому данная проблема остаётся актуальной.
Опыт работы показывает, что большинство детей испытывают затруднение в слуховой дифференциации свистящих и шипящих звуков из-за недоразвития фонетико-фонематического восприятия.
Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Структура дидактической игры, ее цели, задачи и игровые действия содержат в себе большие возможности для формирования звуковой стороны речи.
Учебно-игровое пособия «Наряди ёлочку» и «Путешествие смешариков» позволит детям в занимательной форме потренироваться в различении звуков «С» и «Ш» на уровне слов. Игры могут быть использованы для занятий с детьми 4 – 9 лет логопедами, воспитателями и родителями, а также в свободной деятельности детей.
Учебно-игровое пособие «Наряди ёлочку»
Цель:
Дифференциация звуков «С» и «Ш» в словах.
Задачи:
Учить детей правильно проговаривать звуки «С» и «Ш» в словах, различать их и обозначать буквами.
Развивать внимание, наглядно образное мышление.
Воспитывать умение выполнять правила игры.
Словарь:
Чебурашка, шишка, петушок, мишка, мышонок, ромашка, кошка, свеча, снеговик, собака, сова, Снегурочка, солнышко, Страшила.
Ход игры:
Игра представляет собой игровое поле, на котором нарисована ёлочка и размещены ёлочные шарики с буквами С и Ш, а также разноцветных шариков с изображением предметов, в названии которых есть эти звуки.
Дети наряжают ёлочку, прикрепляя шарик с изображением предмета на нужное место игрового поля. Буквы на игровом поле подсказывают, какой звук должен быть в названии картинки на шарике.
Настольно-печатная игра «Путешествие смешариков»
Цель:
Дифференциация звуков «С» и «Ш» в словах, предложениях.
Задачи:
Учить детей правильно проговаривать звук «Ш» в словах.
Тренировать в счёте.
Развивать внимание, наглядно образное мышление.
Воспитывать умение выполнять правила игры.
Словарь:
Бараш, Нюша, Крош, машинка, парашют, шарики, шуба, собака, лягушка, самолёт, кошелёк, сова, сумка, карандаши, сок, шкаф, мишка, кошка, мышка, сундук, шорты, смайлик, груша, картошка, слон, салат, шашлык, пушка, солонка, лиса, весы, бабушка, швея, салют, шашки, башня, сыр, вишня, сапоги.
Ход игры:
Игроки двигают по игровому полю фишки или маленькие игрушкии называют картинки. Очерёдность ходов и количество названных картинок определяется с помощью игрального кубика. На игровом поле нарисована дорожка с изображением предметов, в названии которых есть звуки «С» и «Ш».
Кружки с красной рамкой обозначают пропуск хода. Кружки с жёлтой рамкой определяют передвижение фишки по направлению жёлтой стрелки. Играют от двух до четырёх игроков.
Вариант первый:
Дети передвигают фишки, правильно называя слова, игрок, сделавший ошибку, остаётся на кружке, предшествующем картинке с неправильно названным звуком.
Вариант второй:
Дети передвигают фишки, правильно называя слова, с последней картинкой хода нужно придумать предложение.
Вариант третий:
Дети передвигают фишки, правильно называя слова, с каждой картинкой хода нужно придумать предложение.
Благодаря использованию в работе игровых методов и упражнений можно повысить уровень развития фонематического восприятия и звукопроизношения.
Результаты работы убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игр создаются благоприятные условия для общения детей, активизации и развития речи.
Список информационных источников:
Громова, А. В. Игра как средство коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ А. В. Гущина // https://infourok.ru/igra-kak-sredstvo-korrekcii-fonetiko-fonematicheskogo-nedorazvitiya-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-4665864.html (дата обращения: 4.11.2021);
Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми/ В. И. Селивёрстов.—М.: Просвещение, 1987.— 144 с.
Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.