Материалы: 2-3 листа бумаги формата А5; мяч; детские музыкальные инструменты (бубен, металлофон, треугольник, колокольчик); книга (любая);деревянные карандаши; сосуд с водой; 2-3 пластиковых и стеклянных стакана; различные звучащие игрушки и т. д.
Ход игры: учащиеся сидят спиной к логопеду, который производит шумы различными предметами. Дети, не поворачиваясь, должны догадаться о происхождении данного звука. Ученик, который верно определяет происхождение звука, меняется местами с логопедом.
В случае возникновения затруднений у детей логопед подсказывает возможные варианты извлечения звуков из предлагаемых предметов.
«Испорченный телефон»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.
«Хлопки»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
«Кто лучше слушает?»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
«Четвёртый лишний»
Цель: развивать фонематический слух
Инструкция: Из четырех слов, отчетливо произнесенных педагогом, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канава;
ком—ком—кот—ком;
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок;
будка—буква—будка—будка;
винт—винт—бинт—винт;
минута—монета—минута—минута
«Игра «День – ночь»
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие произвольного внимания, развитие мимической мускулатуры.
Инструкция: если я говорю слоги со звуком «…», то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если я говорю слоги со звуком «…», то наступает день – вы открываете глаза.
Возможные варианты игры: Вы можете просить детей расслабить глазки и их зажмурить, нахмурить лоб (пасмурная погода) и расслабить его (ясная погода) и т. п.
«У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры: учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель, молча, показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.
«Весёлое название»
Цель: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия
Инструкция: Логопед раздает учащимся по два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, они должны поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
баман альбом витамин клетка
паман айбом митанин къетка
II. Игры на развитие фонематического анализа
«Найди пару»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Ход игры: учащимся раздаются картинки, по очереди они называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовет пару той или иной картинке.
«Рыбалка»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры: дается установка: 'поймать слова со звуком [л]' (и другими).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
«Живая стрелка»(подвижная)
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
Ход игры: в центре круга находится ученик, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.
«Цепочка слов»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры: кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т. д.
«Собери цветок»
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры: на столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
«Найди ошибку»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры: детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
«Живая азбука»
Цель: развитие звукового различения
Материал: Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
«Где спрятался звук?»
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование. У учителя набор предметных картинок. У каждого ученика карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная — если работа идет с гласным звуком, синяя — с согласным).
Ход игры: учитель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Учащиеся повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
«Баскетбол»
Цель: развивать звуковой и слоговой анализ слов, дифференциация твердых и мягких согласных
1вариант. Логопед произносит первое слово со звуком С. Ученик определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину.
2 вариант. Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч “забрасываем” в одну из них, в зависимости от положения звука в слове.
3 вариант. Если в слове звук С “бросаем” мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую.
4вариант. Выложить столько мячей, сколько слогов в слове.
III. Игры на развитие фонематического синтеза
«Подвижные буквы»
Цель: развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове.
Оборудование: карточки со словами и буквы разрезной азбуки.
Ход игры: ученик получает карточку со словом и буквы, составляющие это слово. Дети должны выложить сначала слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово. Выигрывают пять первых выполнивших задание учеников.
Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры: на экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимать словообразующую роль каждого слова, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней. (Тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записываю его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите букву из исходного слова, составьте и запишите из них новое слово».
«Кто больше?»
Цель: развитие фонематического и зрительного восприятия, расширение объема словаря, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры. На доске написано слово (например «шоколад»). Задача детей втечение 10 минут придумать как можно больше слов из букв этого слова (лад, кол, лак, школа, дал, шок, лодка, док и т. д.) Дважды одна и та же буква не используется.
IV. Игры на развитие слогового анализа и синтеза
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три четыре слога.
Ход игры: Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.
«Телеграф»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Ход игры: Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится телеграфистом или получает флажок (по договоренности).
«Молчанка»
Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.
Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется судья, который отмечает ошибки — детей, насчитывая ряду штрафные очки.
«Зоопарк»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображением животных и их названиями.
Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры.
I вариант. Учитель дает каждому ученику задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!» Ученик должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога. Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.
II вариант. Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове. Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок «прошагал» верно.
«Отгадайте, кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т. д.
V. Игры на развитие навыка определения количества слов в предложении
«Кто первый?»
Цель: развитие умения определять количество слов в предложении.
Оборудование. У каждого ученика конверт с полосками из картона.
Ход игры. Учитель читает предложение из двух — четырех слов. Ученики на партах выкладывают его графическое изображение, выделяя начальное слово условным изображением в виде угла, вертикальная часть которого обозначает большую букву. Каждому последующему слову соответствует одна горизонтальная полоска.
«Придумай предложение»
Цель: развитие умения составлять предложение с заданным количеством слов.
Оборудование. Полоски бумаги с графическим изображением различных предложений (из двух, трех и четырех слов).
Ход игры. Учитель прикрепляет на доску полоску бумаги с графическим изображением предложения. Учащиеся придумывают предложения с соответствующим количеством слов. За правильно составленное предложение ряду засчитывается очко.
«Наведи порядок»
Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов.
Оборудование. Два (три) наборных полотна (по количеству команд); карточки со словами двух (трех) деформированных предложений.
Ход игры. На наборном полотне в беспорядке выставлены карточки со словами предложения. Учащиеся из каждого ряда расставляют на своем наборном полотне слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик находит место только одному слову. Второй ученик выходит тогда, когда первый сядет за парту.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Любопытный»
Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.
Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.
Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол правой рукой (левой рукой, двумя руками, руками поочередно):
«Я знаю пять слов со звуком "С"» («Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З"»)
Санки - раз Санки - раз
Сова - два Зубы - два
Салат - три Сом - три
Самолёт - четыре Заяц - четыре
Снег - пять
«Звуковая цепочка»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.
Например: весна-автобус-слон-нос-сова…
«Умный мячик»
Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
Оборудование: синий и зеленый мячи.
Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, школьник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово с мягким звуком (например, пила).
«Будь внимательным»
Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове. На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков.
VIII. Письменные упражнения
1. Вставить вместо пропусков одну из 2-х заранее заданных букв и записать слова в 2 столбика. Вставляемые буквы выделяются двумя цветными ручками.
_аяц, поя_, _анки, ко_а
З
С
заяц
пояс
коза
санки
2.Придумать и записать в первый столбик слова с одним заданным звуком, во второй столбик с другим звуком.
3. Выписать из предложений или ряда слов только те слова, в которых встречается заданный звук
4.Выписать из диктуемых или записанных на доске слов слог, в котором есть заданный звук.
5. Составить из данных слов предложение, записать, заданный звук выделить другим цветом и подчеркнуть.
Тропинка, по, быстро, Катя, бежать
Катя быстро бежала по тропинке
Игра «Кто длиннее»
Задание:
1 вариант Составить и записать предложение, в котором каждое слово начинается на заданный звук. Побеждает тот, кто придумает предложение из большего количества слов, начинающихся на одну и ту же букву.
Кирилл купил Кате коробку красивых карандашей
2 вариант Дописать к данным словам по одной букве так, чтобы получилось слово с другим значением
кот, мех, кол: крот, смех, укол
3 вариант Восстановить и записать слова с пропущенными гласными (из 2-х, 3-х открытых слогов)
м_л_к_ молоко
м_ш_н_ машина
р_к_ рука
Игра «Слово рассыпалось»
Задание: Логопед сообщает детям, что карета, в которой ехали слова (обозначающие фрукты, животных и т. д) перевернулась и буквы поменялись местами. «Рассыпанные» слова записываются на доске. Побеждают те дети, которые быстрее всех восстановят и запишут слова.
Рассыпались продукты питания:
упс – суп
токомп – компот
Игра «Винегрет»
Задание: Составление слов из букв записанного на доске слова. Побеждает тот, кто придумает и запишет самое длинное слово и самое большое количество слов.
Велосипедист
весло, сито, дети, сосед, село, лето и т. д
Игра «Лесенка»
Задание: Дописывать к слогу каждый раз на одну букву больше, чтобы получились слова.
Игра «Клетка»
Задание: На доске чертится таблица 5 на 5 клеток. В 3 строке вписывается слово из 5 букв. Необходимо придумывать слова, добавляя по 1 букве в любую клетку. Слова могут читаться в любом направлении кроме вертикального. За каждую букву в придуманном слове дается 1 балл. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все клетки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.