kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к школе. Развиваем мышление дошкольника. Рекомендации родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правило, дети поступающие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к школе. Развиваем мышление дошкольника. Рекомендации родителям »

Готовимся к школе.

Развиваем мышление дошкольника.

Рекомендации родителям.

Как правило, дети поступающие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показывает, что у многих она имеет следующие особенности:

  • неумение выделять главное,

  • неумение планировать,

  • неумение видеть скрытый смысл текста и др.,

  • неумение решать логические задачи.

Поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности и тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному.

Начиная занятия со своим ребенком, родители должны предоставить игры и упражнения в порядке нарастания сложности, выбирать игры, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка. Родителям рекомендуется выбирать игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысит интерес к интеллектуальным задачам» доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе. Что не мало важно, занятия со своим ребенком сближают родителей и ребенка Ребенок чувствует любовь, поддержку; помощь своих родителей.

Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развернутых речевых высказываний. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание и память.

Игры для развития мышления

1. Игра «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следу­ющие пары слов: топор и молоток, скрипка и пианино, книга и тетрадь, вода и молоко, муха и бабочка, дом и избушка, стулья и стол, шалость и драка, город и деревня, щекотать и гладить.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел топор? А молоток?» После таких ко­ротких вопросов о каждом слове из пары ре­бенку предлагается их сравнить: «Похожи топор и молоток или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Проанализируйте ответы ребенка.

2. Игра «Оканчивание слов» (скорость мышления)

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он — его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По...» — так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.



3. Игра «Соотношение понятий»

Предложите вниманию ребенка картинки, где изображены четыре стадии развития ветвей дерева — от зимы до осени. Попросите малыша определить порядок размещения картинок по смыслу.

4. Игры на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

4.1. «Найди лишнее слово»

Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии явля­ются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отлича­ется от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, ко­торое является лишним.

  1. Храбрый, злой, смелый, отважный

  2. Яблоко, слива, огурец, груша

  3. Молоко, творог, сметана, хлеб

  4. Час, минута, лето, секунда

  5. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка


4.2. «Найди лишнюю картинку»

Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в груп­пу по общему признаку, а четвертый — лиш­ний.

Предложите ребенку первые четыре рисун­ка и попросите один лишний убрать. Спроси­те: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?» Отметьте, выделяет ли ребенок существен­ные признаки, правильно ли группирует пред­меты.

5. Игра на развитие гибкости ума

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо поня­тие.

Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...); спорт, зверей, транспорт, овощи, фрукты.


6. Игра на развитие словесно-логическо­го мышления «Определи понятие»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов.

  1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, пе­рья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

  2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, ге­рой, качаться, соединять, кусать, острый.

  3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, че­шуя, трус, бежать, связывать, щипать, ко­лючий.

  4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, ре­жущий.

  5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, уда­рять, шершавый.

Попросите ребенка представить себе чело­века, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каж­дое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?».


Игры развивающие сообразительность

1. Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования ка­кого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Назы­вает такие варианты: рисовать, писать, ис­пользовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для рас­катывания теста, удочку и т. д.

2. Игра «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, на­пример: большой — маленький. Можно ис­пользовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

3. Игра «Бывает — не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бро­саете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бы­вает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит ка­шу» — и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-ни­будь и бросает мяч вам. И так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше и т.д.


Игры для развития памяти

1. Игра на развитие объема кратковре­менной слуховой памяти «Каскад слов»

Заранее подготовьте список из 4 - 6 групп слов, которые хорошо знакомы ребенку. Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т. д. Когда ребенок не сможет повто­рять определенный словесный ряд, зачитай­те ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой спи­сок слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к сле­дующему ряду, и так до тех пор, пока и во вто­ром прочтении ребенок не сможет воспроиз­вести заданное количество слов.

1. огонь

2. дом, молоко

3. конь, гриб, игла

4. петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. крыша, пень, вода, свеча, школа

6. карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребенок 6—7 лет правильно воспроизводит ряд из 5—6 слов.

2. Игра на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палоч­ки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем за­кройте эту фигуру и попросите повторить, сло­жить такую же.

Усложнить это упражнение можно, скла­дывая фигуру из палочек разного цвета. Ребе­нок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоя­тельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчи­тать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зри­тельную память, но и умение считать.

3. Игра «Я — фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фо­тоаппаратом, который может сфотографиро­вать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все пред­меты, находящиеся на письменном столе. За­тем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только па­мять, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь приду­мывать разные игры. Например, играйте с ре­бенком в Шерлока Холмса или в разведчика.


4. Приемы, помогающие запоминанию

4.1 Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бу­магу и цветные карандаши. Предложите к ка­ждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что помогло потом ему вспомнить прочитан­ное.

Такой прием позволяет значительно повы­сить продуктивность запоминания.

    1. Прочитайте ребенку небольшой рас­сказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом вни­мание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?..» Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравни­вает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

В естественном стремлении развить па­мять ребенка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, пе­регружать ее вредно. Особенно это относит­ся к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике, и, следовательно, они будут быст­ро забыты ребенком — это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.


Игры для развития воображения

  1. Игра «Пантомима»

Эта игра предназначена для развития вооб­ражения и творческих способностей.

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисова­ние, плавание).

Если с первого раза не получается, пока­жите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает, что вы изо­бразили, а затем наоборот — вы должны дога­даться, что изображают жесты и мимика ре­бенка. Старайтесь придумывать смешные ва­рианты.

2. Игра на развитие зрительного воображения

Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, ис­пользуя эти изображения. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

3. Игра «Точки»

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисо­вать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.

4. Игра «Комбинирование»

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геомет­рические фигуры: круг, полукруг, треуголь­ник, прямоугольник, квадрат.

Каждую фигуру можно использовать много­кратно, какую-то фигуру не использовать вооб­ще. Размеры фигур можно менять. Основное ус­ловие — нельзя добавлять произвольные фигуры.

5. Игра на развитие словесного воображения

Предложите ребенку игру: «Попробуй представить, что будет, если…» Например, представить, что открыли школу для кошек. Или люди научились летать. Или собаки стали разговаривать на человеческом языке и т.д.

Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных и ориги­нальных вариантов.

Таким образом, родители, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100% врожденные, то это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями.

Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок пошел дальше их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.


Вместо заключения

или рекомендации для заботливых родителей

  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

  • Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия вашей деятельности.

  • Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.

  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учить и находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

  • Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.



Учитель – логопед Колодина Н.Ю.

ГБДОУ №114 Невского района г. Санкт - Петербурга.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Готовимся к школе. Развиваем мышление дошкольника. Рекомендации родителям

Автор: Колодина Наталья Юрьевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Родительское собрание «Готовим детей к школе» "
    ["seo_title"] => string(50) "roditiel-skoie-sobraniie-gotovim-dietiei-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421402744"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Консультация "Готовность к школе""
    ["seo_title"] => string(34) "konsul_tatsiia_gotovnost_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "342553"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473183662"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья"Методические рекомендации по формированию мотивации у дошкольников""
    ["seo_title"] => string(75) "statiamietodichieskiieriekomiendatsiipoformirovaniiumotivatsiiudoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450106217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства