Просмотр содержимого документа
«Формирование словарного запаса в онтогенезе»
Формирование словарного запаса в онтогенезе
Аналитические и функциональные особенности центральной нервной системы и периферического речевого аппарата не является зрелым с рождения ребенка и достигает зрелого уровня только в процессе обще соматического, полового и нервно-психологического развития.
Вопросу развития лексики ребенка большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М.М.Кольцова, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин и др.[49].
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для развития тех систем мозга и психологической деятельности, которые связаны с формированием речи.
Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребенка впервые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом.
К второму-третьему месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.
В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источники звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на лице, губах взрослого.
К трем месяцам жизни появляется специфические голосовые реакции - гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания [49].
В период гуления, помимо сигналов неудовлетворения, выраженных криком, появляется интонация, сигнализация о состоянии ребенка. Периоды гуления бывают особенно длительными в момент эмоционального общения с взрослым.
Между четырьмя и пятью месяцами жизни начинается следующий этап, предречевое развитие ребенка - лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурирование слога. Голосовой поток характерный для гуления начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм словообразования.
Гуление и первый этап лепета осуществляется благодаря врожденным программам центральной нервной системы, не зависят от состояния физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они являются феногенетической речевой памятью в функциональной системе речи.
В первом полугодии жизни идет диффузная отработка координации фонаторно - дыхательных механизмов, лежащих в основе формирования устной речи.
Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослого, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги «та-та-та; га-га-га» и т.д.
Этот ритм представляет собой архаическую фразу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторике, но и на формирование речевых артикуляций.
Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом с взрослым человеком, т.е. необходима сохранность слуха и зрения. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребенка с сохранным слухом прослеживается явление аутоэхологии. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва, ва, ва; га, га, га). При этом можно заметить, как он сосредоточенно слушает себя (второй этап развития лепета).
После восьми месяцев постепенно звуки не соответствуют фонетической системе родного языка, начинает угасать.
Часть лепетных звуков, которые не соответствуют слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения.
В этот период развития ребенка начинает формироваться собственно речевая онтогенетическая память, постепенно у ребенка благодаря слуховым обратным афферентациям формируется фонетическая система родного языка.
Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного итого же слога по типу: «ба-ба; ма-ма».
В попытках вербальной коммуникации дети в десять-двенадцать месяцев жизни уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация до речевых вокализации содержит элементы, аналогические ритмическому структурированию речи взрослого. Такие «слова» как правило, не соотносятся с реальным предметом, хотя ребенок произносит их достаточно четко. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить первые слова [49].
Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпами формирования устной речи. Уже семь-восемь месяцев жизни дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Т.е. в это время начинает развитие соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. При многократном повторении взрослым слов в сочетании с показом предмета у ребенка постепенно образуется связь между зрительным представлением и звучащим словом.
Таким образом, понимание слушаемого слова устанавливается задолго до того, как ребенок может его произнести. Закономерность, проявляющаяся в значительном преобладании импрессивного словаря над экспрессивным, остается у человека на всю жизнь.
Первые слова появляются к концу первого года жизни. Развивается активная, манипулятивная деятельность рук. Наблюдается некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков (10-12 м.) и девочек (8-9 м.). Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков.
Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонематический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками, освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц.
Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении развивается предложение.
Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативная, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком сопровождается, как правило, жестом и мимикой.
Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления.
Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие (потребность) требования («мама дай!»; «Нине пить дай!»). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется фразовая речь, считается что, темп его речевого развития начинает отставать от нормы [49].
Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. К концу второго года речь становится основным средством общения с взрослым.
Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.
На третьем году жизни резко усиливается ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребляемых слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.
От простой словесной фразы трехлетний ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных единственного и множественного чисел. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звукопроизносительная сторона языка при нормативном речевом развитии ребенка положительно формируется к 4-5 году жизни.
Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующем порядке: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позже всего дети обычно начинают произносить дрожащий «р.» (соноры).
Артикуляторная программа в онтогенезе формируется таким образом, что безударные слоги в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительности произношения безударных гласных значительно редуцируется. Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно. В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни появляется шепотная речь. Начиная, с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложения строятся из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, пересказывают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.
К пяти годам ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.
К пяти годам ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовые сообщения. Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастает его объем, наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильное изменение слов, наблюдается нарушение в структуре предложений, затруднения планирования высказываний.
В период становления монологической речи идут поиски адекватного лексико-грамматического оформления высказываний, что выражается в появлении пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с поиском адекватной лексемы или грамматической конструкции. По мнению Р.Е.Левиной, в этом возрасте аффикативное напряжение ребенка относится не только к содержанию контекстной речи, но и к ее лексико-грамматическому оформлению. Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным [27].
К семи годам жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, используют слова с переносным значением. К этому возрасту, дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.
Подчеркивая приоритетное положение слова в системе понятийных и функционально-действенных языковых категорий, его разностороннюю значимость (вне зависимости от вариативных обозначении самого понятия), мы рассматриваем речевое развитие и речевую деятельность детей в соответствии со взглядами А.Р.Лурия, который говорил, что «всякая ориентировка в окружающей действительности у нормального взрослого человека, как и у нормального школьника, осуществляется при ближайшем участии связей, возникших на основе слова; эти связи интимно включаются в его практическую деятельность; они позволяют ему, усваивая общечеловеческий опыт, систематизировать явления окружающего мира, отвлекая их существенные признаки и обобщая их в известные системы. Отвлекающая и обобщающая функция слова принимает непосредственное участие и в упорядочение прежнего опыта, который у человека приобретает опосредованный участием слова систематизированный характер»[26, с. 79].
Психологические исследования, посвященные развитию речи у нормально развивающихся детей впервые годы жизни и в дошкольном возрасте, раскрыли определенные этапы в овладении значением слова и грамматическими структурами предложениями. Дети переходят от приближенного к более точному пониманию значения слова, овладевая им как обозначением реальных предметов, их свойств, отношений, действий.
Таким образом, исследователями доказано, что становление речи проходит как путем постоянного и медленного накопления словаря, так и путем значительных скачков. Выстраивание связей одних слов с другими приводит к построению иерархической системы словесных значений.
Известно, что устной речью ребенок начинает овладевать на втором году жизни. Внутренняя речь (беззвучная вербализация) возникает в процессе мышления как механизм умственной деятельности и сознания человека. Она может быть выражена в виде семантических компонентов, фрагментов слов, фраз или менее развернуто. Внутренняя речь является производной по отношению к внешней, к которой человек прибегает выполняя в уме мыслительные операции. Она также может быть рассмотрена и как начальный момент порождения речевого высказывания.