kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование просодической стороны речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь и голос издавна волновали человека.В стенах школы устная речь занимает важнейшее место. Как она развивается, зависят дальнейшие успехи или неуспехи детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование просодической стороны речи.»

Формирование просодической стороны речи.

учитель-логопед МОУ СОШ № 50 г.Томск

С.М.Черявко

Голос издавна привлекал внимание специалистов. В 1024 году Авиценной был написан специальный фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования: причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, детальный анализ анатомии и физиологии голосоречевых органов, физиологические и акустические характеристики фонем.

Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии голоса, просодики считают А.Г.Парамонова, М.Н.Работного. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голособразования.

Самое широкое применение в исправлении нарушения голоса имеет фонопедия. Предложены самые разнообразные методики работы с голосом. Их авторы А.И.Лалаева, А.Н.Мустов.

1). Характеристика темпа речи и его нарушение у детей.

Одним из выразительных средств устной речи является ее темп. Замедляя темп высказывания, подчеркивают важность, значимость того, что сообщают. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз часто тем самым выражают второстепенность сообщаемого. Таким образом, нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение.

Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие школьники говорят слишком быстро или слишком медленно. Часто это возникает в результате подражания окружающим. И в большинстве случаев такие явления с возрастом исчезают.

Однако в силу разных причин, у детей может возникать патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение (тахилалия), либо излишнее замедление (брадилалия).

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном - торопливой, стремительной, напористой. Брадилалия и тахиламия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Самыми распространенными причинами нарушения просодической стороны речи у детей являются разные формы дизартрии, заикание, различные формы ринолалии, наблюдаются эти нарушения у У.О. детей и детей с ЗПР. Наиболее часто, они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

Причины нарушений просодической стороны речи по утверждению М.Е.Хвафцева кроются также в расстройстве темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над процессами

торможения или наоборот. Что часто наблюдается у детей нервных, неуравновешенных.

Когда говорят о просодических компонентах речи у детей, отличают прежде всего, что речь у них маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков, монотонная.

У детей с пребладанием процессов возбуждения голос часто крикливый,резкий, металлический. В случае преобладания процессов торможения голос тихий,слабый, немодулированный.

2) Коррекционная работа.

Как правило у этих детей отмечаются нарушения со стороны нервно-психического состояния. Это и неустойчивость психики, повышенная истощаемость при любой умственной нагрузке, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, раздражительность.

Недостаточное внимание к нервно-психическому развитию детей, в частности, развитию у них положительных эмоций, отрицательно влияет на развитие ребенка. Положительное эмоциональное общение - первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности.

Принимая во внимание вышесказанное, логокоррекционная работа должна включать в себя занятия над физиологическим дыханием, речевым дыханием, общей и артикуляционной моторикой, голосом, интонацией.

а) развитие дыхания.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдыха без участия речи. При этом важно следить, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберная, диафрагмальное дыхание. С целью контроля рука логопеда кладется на область диафрагмы ребенка, рука ребенка ощущает дыхательные движения логопеда. В качестве примера можно привести некоторые игровые упражнения: "Пилка дров" (дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя -вдох, руки от себя - выдох.) "Погреться на морозе" (дети вдыхают через нос и дуют "озябшие" руки, плавно выдыхают через рот, как бы согревая руки.) "Надуй игрушку". "Задуй свечу". Снежинки летят".

б) развитие речевого дыхания.

После того как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса. С этой целью можно использовать такие игровые упражнения:

"Вьюга" (по сигналу "вьюга началась" дети тихо гудят у-у-у. По сигналу "сильная вьюга" дети громко произносят У-У-У, по сигналу "вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки логопеда.

С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе даются специальные речевые упражнения. Например, "Цветы" ( логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются: "Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет".

в) Хороший помощник в коррекционной работе - фонетическая ритмика. Это
может быть одновременное произношение гласных звуков с движением и
прижимами на иппликаторе или столе пальцев обеих рук, в результате чего
возможно:

улучшение интонационной стороны речи; - расширение диапазона голоса;

развитие модуляции голоса;

закрепление нужных координации голосового и дыхательного аппаратов.

Руки должны быть не напряжены. Гласные звуки располагаются в строго определенной последовательности.

Можно пропевать гласные с движением рук и туловища.

г) Благотворное влияние на развитие просодической стороны речи оказывает
массаж пальцев и кистей рук.

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого -развитию речевой функции. Здесь хороши различные пальчиковые игры. Изготовление различных кукол для настольного театра, проигрывание отрывков из сказок с использованием наперсточных и перчаточных кукол.

д) Для развития обшей моторики , в работе помогает книжка "Расскажи стихи
руками", где каждую строчку дети проговаривают и одновременно
сопровождают жестами.

Двигательные упражнения направлены на дифференциацию напряжения и расслабления в мышцах. Приведу примеры: "Книжка", "Снеговик", "Кролик", "Мартышки".

Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами не только закрепляется правильное речевое дыхание, но и формируется правильная интонация, выразительность речи. Неоценимую помощь в этом оказывают различные виды кукольных театров (оригами, наперсточный, пальчиковый, перчаточный, куклы-марионетки). Уже при изготовлении куклы, декораций к спектаклям, дети испытывают радость. При работе над ролью, идет коррекция всей просодики (темпа, ритма, мелодики). Отрабатывается интонационная сторона речи. Развиваются коммуникативные качества в их лучшем проявлении, проявляется чувство поддержки (в речевом высказывании). Сама же постановка это-праздник, где дети главные его герои.

Проведенная коррекционная работа в форме игровой деятельности с включением мощного мотивационного средства способствует оптимизации как фонетической и просодической стороны речи, так и ее коммуникативной функции, улучшает развитие познавательной деятельности ребенка, его сенсомоторную среду и личность в целом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Формирование просодической стороны речи.

Автор: Черявко Светлана Михайловна

Дата: 16.05.2019

Номер свидетельства: 510480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Особенности формирования просодической стороны речи у детей с дизартрией"
    ["seo_title"] => string(75) "osobennosti_formirovaniia_prosodicheskoi_storony_rechi_u_detei_s_dizartriei"
    ["file_id"] => string(6) "550503"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1589915718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по преодолению общего недоразвития речи для 1 класса"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaiaproghrammapoprieodolieniiuobshchieghoniedorazvitiiariechidlia1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "316060"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460017329"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Консультация для педагогов: «Формирование просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_formirovanie_prosodicheskoi_storony_rechi_u_detei_s"
    ["file_id"] => string(6) "511817"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558511326"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по преодолению ОНР для 1 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaiaproghrammapoprieodolieniiuonrdlia1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "316059"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460017260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по преодолению СНР для 1 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaiaproghrammapoprieodolieniiusnrdlia1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "316063"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460017531"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства