kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности формирования просодической стороны речи у детей с дизартрией

Нажмите, чтобы узнать подробности

При дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи. Интонационная сторона речи воспринимается как эмоционально ненасыщенная, однотонная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования просодической стороны речи у детей с дизартрией»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ



М. В. Турович

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №13», г. Ульяновск



В настоящее время все чаще можно встретить детей с различными речевыми расстройствами, которые могут быть осложнены вторичными дефектами. Одним из таких дефектов речи является дизартрия. При данной патологии наблюдается нарушение коммуникативной деятельности дошкольников. Многие исследователи (Э.С. Калижнюк, А.В. Кроткова [5, с. 40], И.Ю. Левченко [11, с. 52] и др.) указывали на необходимость преодоления речевого дефекта и важность развития коммуникативных умений и навыков для гармоничного развития личности ребенка.

Научный подход к исследованию проблемы дизартрии был впервые применен немецким неврологом Литтлем. Изучая это нарушение у детей, он описал речевые расстройства, характерные для дизартрии. Сам термин «дизартрия» впервые ввел А. Куссмауль, под которым он понимал все нарушения фонетической стороны речи у детей и взрослых [5, с. 38].

Дизартрия – это дефект речи, отличительной чертой которого является нарушение артикуляции, обусловленное параличом или парезом речевой мускулатуры (Т. Г. Визель) [4, с. 45].

Дизартрия, как сложный речевой дефект, остается и в настоящее время актуальной проблемой в логопедии. Дизартрия интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными в клиническом, логопедическом, психологическом и лингвистическом аспектах; разрабатываются различные способы, приемы диагностики и методы коррекции данного нарушения.

Нарушения речи дизартрического характера могут возникнуть при различных органических поражениях головного мозга, образующиеся под воздействием неблагоприятных факторов в сензитивных периодах развития мозга ребёнка. Так же в патогенезе этиологии дизартрии большую роль играют перенесённые нейроинфекционные заболевания у детей в первый год жизни, черепно-мозговые травмы, тяжелые соматические заболевания, протекающие с осложнениями в центральной нервной системе [13, с. 69].

В общепринятой классификации по выраженности дизартрии можно выделить 3 степени: тяжелую (анартрия) [14, с. 103], среднюю (выраженная дизартрия) [5, с. 92], легкую (стертая дизартрия) [2, с. 54].

В зависимости от локализации нарушений в функционировании мозга существуют такие формы дизартрии [10, с. 44]:

1. Бульбарная дизартрия.

В случае одностороннего или двустороннего поражения периферических двигательных невронов диагностируют бульбарную дизартрию. Именно они отвечают за движения органов артикуляционного аппарата, а вследствие их поражения возникают расстройства любых движений в соответствующих группах мышц. Речь при бульбарной дизартрии замедленна и монотонна, а голос слабый, истощающийся.

2. Псевдобульбарная дизартрия.

Наблюдаются двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов. При псевдобульбарной дизартрии мышечной атрофии нет, но имеется спастическая гипертония (язык находится в напряжении и отодвигается назад). Наиболее расстроены произвольные движения и тонкие движения кончика языка. Наблюдаются следующие симптомы: голос слабый и хриплый, тембр речи с ярким гнусавым оттенком, артикуляция гласных и согласных звуков сдвинута назад.

3. Подкорковая дизартрия.

При подкорковой дизартрии поражаются подкорковые ядра мозга и их нервные связи. Наблюдаются различные расстройства мышечного тонуса, такие как: гипертония,гипотония или дистония. Симптомы при данном виде дизартрии разнообразны: голос может быть напряженным, хриплым, колеблющимся по громкости, ритму и высоте.

4. Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.

Возникает при одностороннем поражении постцентральных полей коры доминантного полушария мозга. При данном виде дизартрии происходит распад кинестетических схем артикуляции звуков. Голос и тембр речи могут быть не нарушены, но в процессе речи заменяются признаки способа образования, признаки места образования, признаки твердости и мягкости звуков. Эти нарушения артикуляции непостоянны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны (п— м, б - п, п - ф, п — т и др.).

5. Кинетическая премоторная корковая дизартрия.

Возникает при поражении премоторных полей коры доминантного полушария мозга. При данной форме дизартрии происходит распад артикуляторных действий на составляющие их элементы, наблюдаются трудности переключения с одного элемента на другой, персервации. Голос звучный, тембр не нарушен. Характерны замены щелевых звуков на смычные, пропуски и упрощения звуков. Чрезмерная напряженность артикуляции приводит к громкости голоса, избирательному оглушению некоторых звуков.

По мнению Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой, в какой бы степени выраженности и форме ни проявилась бы дизартрия, ведущим дефектом является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи [8, с. 71].

Изучив работы различных исследователей, можно отметить, что интонационная сторона речи воспринимается как эмоционально ненасыщенная, однотонная. В процессе увеличения речевой нагрузки, существенно снижается внятность речевого потока [9, с. 50].

По наблюдениям Г.В. Чиркиной [15, с. 130], отрицательно влияет на интонационную выразительность речи использование мимики как средства общения, которая облегчает или полностью заменяет воспроизведение различных интонационных средств.

На нарушение темпа речи при дизартрии, обращает внимание Ю.О. Филатова [12, с. 74]. Она отметила, что речь у детей с дизартрией смазанная, нечеткая. При данной патологии может быть нарушен темп речи, который может быть ускоренным по типу тахилалии или (чаще) замедленным по типу брадилалии. Нередко встречаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова [7, с. 48] отметили нарушение речевого дыхания при дизартрии, вследствие нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не соответствует смысловым паузам в высказывании и влечет за собой поверхностные судорожные вдохи и тенденцию говорить на вдохе. По мнению Д. Дуплинской [6, с. 27], у детей с дизартрией преобладает брюшной тип дыхания.

Дети с дизартрией испытывают трудности в определении и постановке логических ударений в слове и фразе, организации правильного высказывания с нужными паузами. У них имеются скудная интонационная выразительность, ритмическая несостоятельность речи при общении, двигательная дискоординация речевого аппарата [8, с. 65].

Особое затруднение вызывает слуховое восприятие и самостоятельное произнесение интонационной структуры, что предполагает слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации. Первостепенным нарушением является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельного воспроизведения [2, с. 51].

Е. Э. Артемова обращает внимание на взаимосвязь между уровнем развития интонационного оформления речевого сообщения и уровнем развития операций слухового самоконтроля. На основании изученного, автор выделяет 4 степени сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста:

1 степень (низкая). Выделяются стойкие нарушения просодических составляющих. Выраженная несформированность тембра, силы и высоты голоса заметна ребенку и окружению. В процессе коммуникации проявляются трудности.

Например, задания, связанные с произвольным изменением ритмических и звуковысотных характеристик ребенку не под силу. Во всех видах речевой деятельности присутствует стабильное нарушение интонационного оформления высказываний.

2 степень (недостаточная). Искажение голоса слабо выражено Изменения просодики касаются отдельных или всех ее составляющих.

Например, при выполнении специальных упражнений на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур у ребенка могут возникнуть трудности. В эмоционально – значимой ситуации спонтанная речь у ребенка может быть достаточно выразительной.

3 степень (средняя). Спонтанная речь интонационно насыщена, однако во время выполнения определенных упражнений встречаются неточности или ошибки при воспроизведении ритмического и мелодического рисунка.

4 степень (высокая). Характеризуется сформированностью всех просодических компонентов речи.

Диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрасту. Темпоритмическая сторона речи соответствует норме. Спонтанная речь насыщенна средствами интонационной выразительности. Выполнение специальных упражнений трудностей не вызывает [1, с. 35].

У детей при дизартрии наблюдаются следующие нарушения интонационной стороны речи:

- слабое речевое дыхание;

- монотонность и маловыразительность речи;

- нарушения темпа: ускоренность или замедленность;

- нарушения ритма высказывания;

- тембровые нарушения;

- слабость или отсутствие модуляций голоса.

Таким образом, анализ исследований в области логопедии и дефектологии показал, что нарушения интонационной стороны речи являются неотъемлемым нарушением, входящим в общий симптомокомплекс данного речевого нарушения.


Список использованных источников
  1. Артемова Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Монография / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.

  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319 с.

  3. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. –М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

  4. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с.

  5. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 704 с.

  6. Дуплинская А. О речевом дыхании детей с дизартрией / А. Дуплинская // Дошкольное воспитание. – 2008. – №3. – С. 85 – 91.

  7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.Н. Серебрякова. – СПб.: Образование, 1994-2010. – 220 с.

  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. – 151 с.

  9. Лопатина, Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Принципы и методы коррекции нарушений речи. Мевуз. сб. науч. тр. – СПб.: Образование, 2005. – 188с.

  10. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб / О. В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.

  11. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

  12. Филатова Ю.О. Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании /Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2012. – №1. – С. 32-40.

  13. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

  14. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми. / Под. общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.

  15. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г.В. Чиркина // Проблемы младенчества. М.: ИКП РАО, 1999. – С. 148-150.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности формирования просодической стороны речи у детей с дизартрией

Автор: Турович Мария Владимировна

Дата: 19.05.2020

Номер свидетельства: 550503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства