kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективные приемы по совершенствованию техники чтения учащихся, имеющих нарушения чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приемы по совершенствованию техники чтения учащихся, имеющих нарушения чтения»

Эффективные приемы по совершенствованию

техники чтения учащихся, имеющих нарушения чтения


Автор: Животова В.И. учитель-логопед логопедического пункта

при МОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 города МакееВки»

управления образования администрации г. Макеевки


Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации – радио, телевидение и т.д., значение чтения в жизни людей по-прежнему огромное. Особенно велика роль чтения в школе, его фундамент закладывается в начальном звене обучения. Выпускник начальной школы должен владеть сознательным, правильным, беглым, выразительным чтением вслух незнакомых текстов со знакомой учащимся лексикой, грамматическими формами и конструкциями целыми словами со скоростью 85-95 слов в минуту. Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное учение.

Между тем, на практике мы сталкиваемся с тем, что среди учащихся начальных классов общеобразовательной школы весьма распространенными являются нарушения речи, которые оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка в школе, на его психологическое и речевое развитие. Своевременная коррекция этих нарушений чрезвычайно важна.

Что такое чтение? Это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Известный психолог Т. Г. Егоров выделяют следующие четыре ступени формирования навыка чтения:

  1. овладение звуко-буквенными обозначениями;

  2. послоговое чтение;

  3. становление синтетических приемов чтения;

  4. ступень синтетического чтения.

Для совершенствования техники чтения на занятиях выделяю следующие группы упражнений, направленные на:

  • развитие речевого аппарата;

  • расширение оперативного поля чтения;

  • развитие правильности, безошибочности восприятия текста, развитие смысловой догадки (антиципации);

  • развития внимания и памяти в процессе восприятия читаемого,

  • преодоление трудностей понимания текста.

Работу над развитием техники чтения начинаю с упражнений, развивающих речевой аппарат ребёнка. Известно, что начинающий читать вслух, недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, во избежание монотонности, нечеткости произношения, в качестве разминки перед чтением предлагаю упражнения на проговаривание гласных, согласных, слогов. Работа начинается с артикуляционных упражнений по отработке чёткого произношения гласных звуков.

Игра «Путешествие к гласным». В ней дети упражняются в чтении гласных по таблице: И – Э – А – О – У – Ы.

Сначала гласные читаются в предложенном порядке, затем со второй буквы Э, называя предыдущую ей букву И в конце прочтения, затем с третьей буквы А, называя букву И, А в конце прочтения и т.д., относя на конец таблицы каждую предшествующую гласную букву:

Э – А – О – У – Ы – И

А – О – У – Ы – И – Э

При чтении букв по таблице, дети произносят гласные медленно, плавно, напевно, прочитывая каждую строчку на одном дыхании.

Следующий этап – работа над согласными с постепенным наращиванием сложности в упражнениях.

  1. Прочитать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

  2. Прочитать согласные в неправильном положении.

  3. Прочитать согласные наложенные друг на друга.

  4. Прочитать глухие и звонкие согласные П-П-П, Б-Б-Б.

  5. Прочитать чередование глухих и звонких согласных попарно:

П-Б В-Ф Т-Д С-З Ш-Ж К-Г

После отработки изолированного произношения гласных и согласных, работа ведется на уровне слога. Вывешивается таблица гласных, и дети в алфавитном порядке присоединяют к ним согласные. Чтение проводятся хором и индивидуально, включается соревнования по группам. При чтении различных видов слогов можно использовать экран, таблицу для чтения сочетаний с двумя гласными.

Дальнейшая работа по воспитанию техники правильного чтения строится с учетом нарастающей сложности: упражнения в чтении односложных, двусложных и трехсложных слов. Работа над односложными словами содержит определение гласных и согласных букв в слове, их замену, перестановку букв в слове с анализом происходящих со словом превращений.

С этой целью учащимся предлагаются следующие задания.

Упр. №1. Прочитай слова. Назови в них одинаковые и разные буквы. Объясни, как влияет на слово даже изменение одной буквы в нём.

ток-том сом-ком бок-сок там-так таз-газ раз-раб

бил – мил – шил – жил – жир – мир – пир – тир – тиф – риф – рис – лис

Упр. №2. Составь слова из разрезных букв алфавита. Прочитай.

т, о, к о, м, с

х, р, о

б, а, к,

о, л, в л, ж, и

д, ы, м о, к, б р, с, и

Упр. №3. а) Вставь вместо точек нужную гласную букву и прочитай слова. Объясни значение полученных слов.

(о, а, ы, и, у) в...л л...м к...м

д...м м...к п...л

б) Вставь вместо точек нужную согласную букву и прочитай слова. Объясни значение полученных слов.

(т, л, б, с) ...ок ...ом ...ак ...ук

...ил ...ов ...ам ...от

Чтобы избежать однообразия в работе при чтении односложных слов, использую следующие игры:

  • «Телефон». Кто больше составит односложных слов из букв на диске телефона.

  • «Цепочка». Составление новых слов путем подстановки недостающих гласных и согласных.

  • «Торопись не ошибись». Составление новых слов путем перестановки букв в слове.

  • «Спрячь букву». Составление новых слов с использованием приема усечения.

Тренируя детей чтению двух- и трех сложных слов, использую следующие виды работы. Для перехода от чтения односложных слов к словам различной степени трудности ввожу упражнения на составление слов из слогов: игры «Цирк», «Составь имя», работа со словесными конструкторами, с игровым пособием «Отбери слоги». В этот период ввожу в занятия методический прием «три ступеньки»:

  • выделение гласных в слове (мАшИнА);

  • деление слова на слоги (ма-ши-на);

  • постановка ударения (машИна).

Наряду с тренировочными упражнениями в чтении слов с различным слоговым составом применяю игры: «Наоборот», «Найди третье слово», «Флот помог», «Ремонт», «Угадай», решение кроссвордов, ребусов.

Работу над правильностью чтения заканчиваю упражнениями, направленными на выработку внимания к слову и его частям. С этой целью предлагаю:

а) прочитать слова с одинаковым корнем (таблица, карточки);

б) прочитать слова с одинаковыми окончаниями:

Задание. Вставить вместо точек окончание – те.

Пой..., лей..., узнай..., играй... .

Поливай..., мой..., читай..., вытирай... .

Дай..., открой..., покупай..., одевай... .

в) прочитать слова с одинаковыми суффиксами:

мальЧИК, носИК, зайЧИК, пёсИК, носОК, одуванЧИК, колосОК…

г) прочитать слова с одинаковой приставкой:

ПРИшёл, ЗАнёс, ПРИбежал, ЗАклеил, ОТкрыл, ПРИлетел, ОТплыл…

д) прочитать сочетания прилагательного с существительными, изменяя окончание прилагательного:

зелён…..

берёза яблоко шторы фургон

е) прочитать слова, которые различаются одной буквой:

балка – палка лес – леса

ветка – сетка рука – ручка

ваза – база нос – нёс

зима – Сима банки – санки

Когда дети читают уже без ошибок или ошибки единичные, перехожу к формированию ускоренного темпа чтения, но обязательно осознанного.

Исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих только 4%.

На первом этапе обучения беглому чтению приучаю детей читать только с указкой. Это помогает избежать повторов во время чтения.

Для выработки ускоренного темпа чтения применяю следующие виды упражнений:

а) упражнения, развивающие оперативное поле чтение;

б) упражнения, развивающие умение угадывать последующий текст;

в) упражнения на антиципацию отдельных слов, частей, устойчивых сочетаний.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения.

1. Дети за определенный промежуток времени должны прочитать слово, словосочетание, предложение, записанные в столбик, в строчку, слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Эту работу начинаю со 2-го класса, но даю слова несложные: сначала одно слово, состоящие из двух слогов, затем из трех, потом подключаю два слова, постепенно доводя восприятие до 10-12 знаков. В 3-м классе увеличиваю восприятие до 3 слов в строчку и в столбик, включаю предложения:

Работая в системе, обучающиеся третьих классов к концу года уже безошибочно воспринимают от 16 до 22 знаков, т. е. 3-4 слова или отдельное предложение.

2. Игра «Пирамидка». Из слов рассказа, который будет читаться на занятии или из слов на определенную лексическую, или грамматическую тему строится пирамидка. Слова в ней располагаются по мере увеличения их буквенного состава:

Снег новый сад

Весна густой садик

Ручьи больной садила

побежали глубокий садовый

зазеленела трусливый садовник

3. Чтобы учащиеся учились видеть строку целиком, страница делится на 2 части вертикальной линией. Дети читают текст в прорези экрана шириной в одну строку, который движется вниз. Потом несколько дней читают с другим экраном, в котором прорезь на две строки.

4. Когда дети овладели этими приемами, ввожу чтение текста с прозрачной цветной пленкой, которая закрывает несколько строк. Учащиеся читают текст, передвигая плёнку вниз. Названые упражнения расширяют поле чтения, значительно ускоряют темп. Помимо упражнений в этот период даю детям такие целевые установки: читая первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, рекомендую читать текст в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.

Особое внимание в своей работе уделяю чтению «молча», так как в более зрелом возрасте в современных условиях чтение «про себя» приобретает ведущее значение с увеличением потока информации.

Чтение «про себя», «молча» - это чтение глазами без внешних речевых движений. Наличие шепотного чтения и шевеление губами свидетельствует о переходной форме чтения от чтения вслух к чтению «молча» и не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

Для отработки чтения «молча» использую упражнения, развивающие умение угадывать последующий текст, с целью развития языковой догадки, расширение поля зрения при чтении слов из 5-6 букв. Важно научить детей выделять основную мысль прочитанного, что способствует развитию скорости чтения.

Упражнения на антиципацию (развитие догадки на разных уровнях).

1. Упражнения на антиципацию отдельных слов предполагают восстановление возможных слов на основе заданных таблицей комбинации согласных.

2. Работа с поисковыми таблицами слов развивает умение ребёнка быстро находить заданные слова в словарной массе.

3. Антиципация частей предложений, поговорок.

Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читая начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний.

а) Он сам во всём – виноват б) Сделал дело...

дверь была – открыта, заперта Тише едешь...

солнце уже – взошло, зашло Дал слово ...

весь день шел – дождь, снег Лучше поздно ...

над рекой стелется – туман Мал золотник ...

я уже прочитал эту – книгу Семь раз отмерь...

в) Дается связный текст, в котором пропущены слова, нужно восстановить его.

Опыт использования данной системы упражнений на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта свидетельствует о том, что она обеспечивает овладение учащимися устойчивыми навыками чтения.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. О.А. Андреев, Л.Н. Хромов «Учитесь быстро читать», М. «Просвещение», 1991 г.

  2. И.Л. Геркунова «Обучение чтению младших школьников», М. «Просвещение» 1981г.

  3. Р.И.Лалаева «Нарушение процесса овладения чтением у школьников», М, «Просвещение», 1983г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Животова Вера Ивановна

Дата: 01.02.2018

Номер свидетельства: 454170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Анализ работы РМО  школьных и дошкольных учителей – логопедов  за  учебный год"
    ["seo_title"] => string(85) "analiz-raboty-rmo-shkol-nykh-i-doshkol-nykh-uchitieliei-loghopiedov-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "305129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457876166"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства