kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дефекты артикуляции звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устранить дефекты речи для младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дефекты артикуляции звуков»

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р']

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че­ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

  1. Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.

  2. Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в коле­бание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грасси­рующее»).

  3. Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р].

  4. Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хо­рошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.

  5. Доральное [Р]. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.

  6. Боковое [Р] (боковой ротацизм). Переднеязычная вибрация заменяется отры­вом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В обра­зовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

 

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

  1. Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.​

  2. Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и приса­сывать спинку языка к нёбу.

Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

  1. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой   натянутой подъязычной связкой.

  2. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок язы­ком — «шпок».

  3. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного [Р].

Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нор­мальным звуком [Р] и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Фрикативный [Р] использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный [Р] хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упраж­нения:

  1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам.

  2. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.

  3. Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА... ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

Как правило, подъязычная связка постепенно растягивается. В крайнем случае обратитесь к врачу-сто­матологу.

  1. «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.

  2. «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).

  3. «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.

  4. «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

  1. В момент произнесения учеником фрикативного [Р] его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли­тельно произнести фрикативное [Р] и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

  2. Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р’]

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах [Р’] мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости [Р’] мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’] иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для [Р] твердого, так и одноударной — для [Р’] мягкого.

 

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».

  •   Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);

  •   Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

  •   Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;

  •   Губы открыты;

  •   Зубы разомкнуты;

  •   На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;

  •   Голосовой моторчик работает.

 

Подготовительные упражнения для звука «Р»:

Упражнение для выработки напора воздуха.

Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности:

  •    Язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью.

  •    Губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Дефекты артикуляции звуков

Автор: Елена Антонова

Дата: 01.06.2020

Номер свидетельства: 552162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Приемы постановки шипящих звуков"
    ["seo_title"] => string(39) "priiemy_postanovki_shipiashchikh_zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "391580"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487053794"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Понятие о фонематическом слухе и его формировании. "
    ["seo_title"] => string(58) "poniatiie-o-foniematichieskom-slukhie-i-iegho-formirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "107632"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403358890"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Использование приёмо в мнемотехники в коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и и дифференциации у детей с диагнозом ФНР (статья)"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_priiomo_v_mniemotiekhniki_v_korriektsii_zvukoproiznoshieniia_na_e"
    ["file_id"] => string(6) "370278"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481869384"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Речь и мышление"
    ["seo_title"] => string(19) "riech_i_myshlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "427134"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1504431949"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "ООД по подготовке к обучению грамоте детей в подготовительной группе: "Путешествие в страну сказок на паровозе «ЧЧЧ». "
    ["seo_title"] => string(133) "ood-po-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie-dietiei-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-putieshiestviie-v-stranu-skazok-na-parovozie-chchch"
    ["file_id"] => string(6) "242185"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445416662"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства