Использование приёмо в мнемотехники в коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и и дифференциации у детей с диагнозом ФНР (статья)
Использование приёмо в мнемотехники в коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и и дифференциации у детей с диагнозом ФНР (статья)
Вопреки тому, что приоритетной задачей школьного логопеда является коррекция нарушений в развитии письменной речи обучающихся, я выбрала тему своей аттестационной работы, связанную с коррекцией произношения.
Выбор данной темы, обусловлен тем, что в начальных классах общеобразовательных школ с каждым годом увеличивается число детей, имеющих дефекты произношения звуков речи.
Во многих случаях дефекты в произношении звуков (в частности замены одних звуков другими) отражаются на письме и приводят к появлению дисграфий. А это значит, что из-за своевременно не исправленного звукопроизношения у ребёнка будет страдать и успеваемость по русскому языку. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий речевой дефект. Однако, несмотря на все усилия логопедов дошкольных образовательных учреждений более 50% поступивших в школу детей - это дети с речевыми нарушениями. Эта ситуация усугубляется тем, что многие родители (в основном из-за собственной занятости) считают эти дефекты «мелочью», на которую можно не обращать особого внимания. Однако беда родителей состоит в том, что они не могут представить себе заранее, когда и при каких обстоятельствах эти не исправленные в своё время у ребёнка звуки могут «встать ему поперёк дороги» и вызвать у него горький упрёк в их адрес. Вот лишь некоторые отрицательные «стороны» неправильно звукопроизношения.
1) Прежде всего, как бы многие люди ни пытались сознательно закрывать на это глаза, дефектное произношение человеком даже одного только звука очень портит его речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже вполне грамотная и глубокая по своему содержанию речь сразу, как бы, несколько «обесценивается» в глазах слушателей.
2) Как уже говорилось выше, нарушенное произношение звуков (замены) может привести к дисграфий.
3) Неустранённый дефект звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека «вторичных психических наслоений», то есть связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребёнок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко его передразнивают, доводя иногда до слез и до нежелания посещать школу.
4) Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе. К логопедам нередко буквально прибегают юноши, которых только из-за одного «несчастного» звука не принимают в военные училища. Это относится и ко многим профессиям, связанным с речью, - путь к ним для таких подростков оказывается полностью закрытым. А для тех, кто хочет поступить в школу с углублённым изучением иностранного языка, эта преграда на пути к получению образования начинает возникать уже с детских лет.
5) Многие взрослые люди, обращающиеся к логопедам по поводу дефектов звукопроизношения, высказывают обиды в адрес своих родителей, не позаботившихся об этом своевременно. Эти люди обычно бывают готовы приложить любые старания для устранения своего «безобидного» дефекта», принёсшего им столько неприятных переживаний.
6) В последние годы логопеды всё чаще и чаще встречаются с совершенно однотипными дефектами в произношении звуков речи как у детей, так и у их родителей. А это значит, что в подобных случаях ребёнок усваивает неправильную артикуляцию звука по подражанию. И помочь такому ребёнку бывает значительно сложнее, потому что, занимаясь у логопеда, дома он так и продолжает слышать неправильную речь. И начинать коррекцию звуков иногда приходится с самих родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приёмо в мнемотехники в коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и и дифференциации у детей с диагнозом ФНР (статья)»
«Использование приёмо в мнемотехники в коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации
у детей младшего школьного возраста с диагнозом ФНР».
Введение
Вопреки тому, что приоритетной задачей школьного логопеда является коррекция нарушений в развитии письменной речи обучающихся, я выбрала тему своей аттестационной работы, связанную с коррекцией произношения.
Выбор данной темы, обусловлен тем, что в начальных классах общеобразовательных школ с каждым годом увеличивается число детей, имеющих дефекты произношения звуков речи.
Во многих случаях дефекты в произношении звуков (в частности замены одних звуков другими) отражаются на письме и приводят к появлению дисграфий. А это значит, что из-за своевременно не исправленного звукопроизношения у ребёнка будет страдать и успеваемость по русскому языку. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий речевой дефект. Однако, несмотря на все усилия логопедов дошкольных образовательных учреждений более 50% поступивших в школу детей - это дети с речевыми нарушениями. Эта ситуация усугубляется тем, что многие родители (в основном из-за собственной занятости) считают эти дефекты «мелочью», на которую можно не обращать особого внимания. Однако беда родителей состоит в том, что они не могут представить себе заранее, когда и при каких обстоятельствах эти не исправленные в своё время у ребёнка звуки могут «встать ему поперёк дороги» и вызвать у него горький упрёк в их адрес. Вот лишь некоторые отрицательные «стороны» неправильно звукопроизношения.
1) Прежде всего, как бы многие люди ни пытались сознательно закрывать на это глаза, дефектное произношение человеком даже одного только звука очень портит его речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже вполне грамотная и глубокая по своему содержанию речь сразу, как бы, несколько «обесценивается» в глазах слушателей.
2) Как уже говорилось выше, нарушенное произношение звуков (замены) может привести к дисграфий.
3) Неустранённый дефект звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека «вторичных психических наслоений», то есть связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребёнок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко его передразнивают, доводя иногда до слез и до нежелания посещать школу.
4) Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе. К логопедам нередко буквально прибегают юноши, которых только из-за одного «несчастного» звука не принимают в военные училища. Это относится и ко многим профессиям, связанным с речью, - путь к ним для таких подростков оказывается полностью закрытым. А для тех, кто хочет поступить в школу с углублённым изучением иностранного языка, эта преграда на пути к получению образования начинает возникать уже с детских лет.
5) Многие взрослые люди, обращающиеся к логопедам по поводу дефектов звукопроизношения, высказывают обиды в адрес своих родителей, не позаботившихся об этом своевременно. Эти люди обычно бывают готовы приложить любые старания для устранения своего «безобидного» дефекта», принёсшего им столько неприятных переживаний.
6) В последние годы логопеды всё чаще и чаще встречаются с совершенно однотипными дефектами в произношении звуков речи как у детей, так и у их родителей. А это значит, что в подобных случаях ребёнок усваивает неправильную артикуляцию звука по подражанию. И помочь такому ребёнку бывает значительно сложнее, потому что, занимаясь у логопеда, дома он так и продолжает слышать неправильную речь. И начинать коррекцию звуков иногда приходится с самих родителей.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от наличия у ребёнка сознательного желания исправить звуки. Любому педагогу хорошо известно, как радостно заниматься с ребёнком, если у него блестят глаза и он всей душой тянется к предлагаемому нами делу. И, конечно, каждый из нас много раз сталкивался с проблемой детского «не хочу». Часто в таких случаях взрослый, как правило, начинает настаивать на своём: «Это надо! Хочешь, не хочешь -изволь выполнять!» Казалось бы правильная позиция - ребёнку действительно вредно делать только то, что ему хочется. Но после таких занятий ребёнок всё больше и больше укрепляется в чувстве, что учение - это нечто изнуряющее, скучное, безрадостное. Любой педагог прекрасно понимает, что первая и едва ли не главная задача - сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось заниматься с ним. Логопедические занятия по коррекции звукопроизносительной стороны речи, предполагающие многократное проговаривание различных слов, фраз, предложений, стихотворений и текстов - занятие не слишком увлекательное.
Заучивание стихотворений не всем детям даётся легко, монотонное повторение одного и того же текста быстро надоедает. Поэтому, необходимо давать стихотворный материал ненавязчиво, увлекательно, в игровой форме. Этому как нельзя лучше отвечают приёмы мнемотехники. Важно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. К тому же, известно, что у детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие более сложные отклонения, такие как, например, эмоциональная, мимическая, психическая недостаточность. Мнемотехника позволяет скорректировать и эти недостатки.
Итак, использование приёмов мнемотехники в коррекции звукопроизношения даёт возможность:
• обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий, а значит повысить речевую мотивацию;
• значительно сократить время запоминания и улучшить речевое продуцирование;
• развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении материала;
• активизировать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
• за короткий промежуток времени автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала;
• обучать перекодированию информации, то есть преобразованию из абстрактных символов в образы.
Мнемотехника как средство развития памяти.
Анализ психолого-педагогических источников показал что, у младших школьников (особенно первых классов) память носит непроизвольный характер, то есть лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память школьника становится произвольной, то есть ребёнок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Для большего числа повторений текстов, с нужными звуками важна работа над улучшением памяти, необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания - этому способствует мнемотехника.
Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» - и переводится как искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Современный энциклопедический словарь даёт следующие определения мнемотехники:
• мнемотехника - искусство запоминания, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
• мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Качество запоминания, которое даёт мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой мнемонической папке может быть записано не так много информации, например от одного до нескольких десятков телефонных номеров. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.
Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путём запоминания на их места новых сведений.
Современная мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании - процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти - то, что запомнили, не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления.
Шесть основных методов мнемотехники по Бодровой И.В.
I. Метод крокирования (метод символизации или метод рисуночного письма). Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали.
При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов:
Приём символизации - один из наиболее распространённых приёмов мнемотехники, который используют практически все. Приём символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы. Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:
• кодирование в образы (подготовка к запоминанию);
• соединение образов в воображении (запоминание);
• запоминание последовательности информации;
• закрепление информации в мозге.
Символизация или кодирование - это подготовка информации к запоминанию,
это преобразование разнообразных сведений на язык мозга, в образную форму. Мы все по собственному опыту знаем, что в образной форме информация воспринимается гораздо легче и быстрее, чем написанная буквами или другими специальными значками, вроде математических символов.
На логопедических занятиях в начальной школе активно используются элементы мнемотехники, в частности приём символизации (крокирования).
Ребёнку проще запомнить звучание буквы, когда на картинке вместе с буквой нарисован легко узнаваемый и хорошо запоминающийся зрительный образ. Например, буква "Б" - зрительный образ "Барабан" (рис.1)
Если бы учителя начальной школы были знакомы с основами мнемотехники, то они бы не ограничивались приёмом символизации - обозначением буквы зрительным образом. Если идти дальше, то для лучшего запоминания буквы можно использовать картинную азбуку. Картинки в ней подобраны так, чтобы конфигурация букв сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука. В этом случае детям бывает легче запомнить букву, чем тогда, когда предмет не соотносится с её зрительным образом (рис.2). Затем, если применить «метод ассоциативных цепочек» (см. далее)), то ребёнок смог бы запомнить алфавит на глазах преподавателя всего за несколько минут. Для этого "чуда" необходимо объяснить ребёнку, что для последовательного запоминания алфавита нужно соединять в воображении образы, обозначающие буквы: Арбузы собирал Буратино и Варежкой зацепился за Гвоздь и т.д.
Вернёмся к методу крокирования (символизации). Иллюстрации позволяют лучше понять учебный материал. Многие фундаментальные принципы мнемотехники зафиксированы в языке в виде пословиц и поговорок: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
По логотипу быстро узнается фирма. После многократного показа в рекламе названия фирмы с её логотипом, связь закрепляется в сознании людей и в дальнейшем достаточно показывать только логотип фирмы. Многие фирмы предпочитают использовать в рекламе и на товаре именно зрительные образы.
Часто в символы вкладывается «скрытый» смысл. Совершенно однозначно толкуется череп с косточками на пиратском флаге или на военной форме, не вызывает никаких разногласий в толковании красный цвет, ассоциирующийся с кровью. «Летучая мышь» скорее всего обозначает ночного охотника, «орёл» - свободу и независимость, «корона» - власть. Многие люди стремятся выразить символом свою принадлежность к определенной группе с помощью татуировки на теле или эмблемы на одежде.
В мнемотехнике приём символизации (крокирования) используется очень часто. Одно и то же слово (понятие) можно обозначить разными зрительными образами.
Искусство кодирования заключается в быстром подборе наиболее информативного образа, по которому можно легко восстановить запоминаемое понятие: государство - образ флага, революция - винтовка со штыком, война -противотанковые ежи, восстание - крестьянские вилы, император - корона российской империи, царь - трон и т.п.
Для многих запоминаемых слов трудно подобрать зрительный образ. Для этого есть много причин. Многие слова, которые человек вроде бы способен воспроизвести, повторить, на самом деле, при детальном анализе, не понимаются человеком, или понимаются неверно. Например, многие девушки с большим трудом могут объяснить, чем отличаются «винт», «шуруп», «гайка» и «шайба». Из этого примера видно, что способность повторять слова - далеко не самая важная способность. Ещё необходимо запоминать значение слов, то есть, зрительный образ, стоящий за определенным словом.
Приём символизации относится к сложным приёмам мнемотехники. Чтобы быстро присваивать образы запоминаемым словам, необходимо специально тренироваться на различных частях речи. Трудно подобрать зрительные образы к следующим словам: «медленно», «медленный», «быстро», «быстрый», «в», «около», «доверительный», «уважение», «стремительный». Это не так просто, как со словами «кошка» и «карандаш».
Для символизации таких слов обычно используются устойчивые словрсочетания: медленный, как черепаха - образ «черепаха»; быстро читать книгу - образ «книга»; быстрый бегун - образ «бегун»; уважение - образ «шляпа» (снятая шляпа); стремительный удар - образ «кулак».
Применение приёма символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал».
II. Эйдетизм(образное запоминание) - это своеобразная разновидность образной памяти, заключающаяся в возможности воспроизведения яркого наглядного образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств.
Явление эйдетизма довольно широко распространено особенно в детском возрасте. Эйдетизм является одним из главных «китов» формирования интеллекта.
Представим себе какой-нибудь образ. Например, кошку. Сначала возникает лишь условное обозначение.
Теперь ещё раз представим тот же самый объект (кошку), присмотримся к нему. Теперь мы увидели цвет, размеры и т.д.
Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
• обозначение («кошка»);
• расцвечивание (вспоминаем какую-то конкретную кошку, её цвет);
• «оживление» (мы уже увидели чем она занимается);
• обогащение деталями (на чём кошка лежит, где находится);
• вхождение в образ (теперь кошка это мы);
• управление образом.
III. Метод Цицерона (метод «мест», или «комнат»). Этот метод пришёл к нам из глубин веков (I века до н. э.). Марк Туллий Цицерон во время своих выступлений приводил множество фактов, но никогда не пользовался записями. Секрет его ораторского искусства заключался в том, что перед выступлением в сенате он тренировался в произнесении речи у себя дома, переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании речи он переходил к следующей мысли, он делал небольшую паузу и мысленно соединял соответствующий раздел речи с определённым уголком своего дома. Затем при произнесении речи в сенате Цицерон мысленно повторял свой путь по дому и таким образом мог произнести всю речь, не прибегая ни к каким записям.
Мы часто непроизвольно пользуемся этим методом. Потеряв книгу, очки, ключи, мы пытаемся пройти по комнате, чтобы последовательно восстановить те ситуации, где могла быть востребованы потерянные предметы.
Суть метода Цицерона в воображаемом размещении образов в конкретном месте или комнате.
Используя этот метод в работе с детьми мы «позовём на помощь» любимых детских сказочных персонажей? Скажем, Крокодил Гена может давать советы Чебурашке (или Малыш - Карлсону, или Пятачок - Вини-Пуху) раскладывать свои «мысли» по «полочкам», чтобы никогда не терять. Можно даже на самом де. ле пройти с ребёнком по комнате, останавливаясь там, где «что-то (условно) положили».
IV. Метод трансформации можно объяснить на таком примере. Припомним любой «пластилиновый» мультик: как ворона превращается, трансформируется на глазах в корову, в страуса, а избушка - в мужичка и т.п.
В этих превращениях и суть метода. Если мы хотим что-либо запомнить, представляем себе, как происходит превращение одного образа в другой. Попробуем запомнить такую цепочку: чемодан, крокодил, вертолёт, утюг, стог, лужа, мяч, ёжик, корзина, черепаха. Нам надо не просто решить, кто в кого превратился, а именно увидеть, почувствовать, проследить процесс превращения.
V. Метод смысловых опор несколько сложнее для освоения, но в учебной жизни ребёнка он может сослужить хорошую службу. Этот метод похож на метод «мест» (метод Цицерона), но «местом привязки» запоминаемой информации служит система образов, закреплённых в сознании, как таблица умножения, раз и навсегда.
Система образов - это своеобразный шифр. Договоримся, что каждое число у нас будет обозначать какое-то слово. Сначала обозначим буквами первый десяток (причём, буква содержится в названии цифры):
0 – ноль – л
1 – один – н
2 – два – в
3 – три – р
4 – четыре – ч
5 – пять – п
6 – шесть – ш
7 – семь – с
8 – восемь – м
9 – девять – д
В большинстве названий мы выделили характерные буквы. Таким образом, двузначные числа можно обозначить так:
10 (1 и 0) – нл
11 – нн
12 – нВ
20 – вл
21 – вн
53 – пр
и т.д. до 99 - дд
Теперь нужно вспомнить такие слова, которые содержат эти согласные и обязательно в том же порядке (желательно, чтобы слова обозначали предметы или животных):
0 – ель (юла, ил)
1 – Ной
2 – Ева
3 – рой
4 – очи (чай)…
6 - уши
Так за каждым числом в пределах 100 закрепляется своё слово. Эти слова нужно выучить как таблицу умножения. И тогда цепочки запоминаются связыванием слов с их порядковыми номерами. Например:
1. «ружьё» - «Ной» идёт на охоту с «ружьём».
2. «дельфин» - «Ева» катается на «дельфине»;
3. «подушка» - пчелиный рой несёт «подушку»
4. «виноград» - «очи» любуются «виноградом» и т.д.
Теперь закроем «текст» и вспомним все слова по порядку: 1-ое слово... цифра «1» у нас обозначена словом «Ной» - «Ной идёт на охоту с ружьём» - значит первое слово- «ружьё»... и т. д.
VI. Метод ассоциативных цепочек (или «мультиков», «чепухи») это самый известный, самый сложный для освоения взрослым человеком и теми детьми, у которых доминирует логическое мышление. Но освоив этот метод однажды, человек никогда его не забудет и метод всегда сможет выручить в нужный момент. Например, рисуем 9 картинок-квадратиков (рис.3) коллаж из образов, и пробуем связать их в единый сюжет. Абстрактные значки, фигурки нужно рассмотреть и решить, на что они похожи, а дальше составить единый сюжет из выдуманных предметов (вместо абстрактных фигурок). Сюжет может быть очень забавным, нелепым, смешным - тем лучше он запомнится, Все
объекты информации могут «ожить», видоизмениться и начать активно действовать, если это необходимо.
В своей работе с детьми я использовала метод крокирования (символизации) - дети запоминали слова с помощью набросков («кроков»), а также метод ассоциативных цепочек. Эти два метода предполагают использование в качестве дидактического материала мнемодорожек, мнемотаблиц и коллажей. Мнемотаблица (или мнемодорожка) - это самые простые рисунки отражающие ключевые фразы, это схема, в которую заложена определённая информация. Опорным в таблице являются изображения главных героев произведения, через которые идёт осознание происходящего в нём, понимание самого произведения, содержания, которое «завязано» вокруг его главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей произведения, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно. В начале обучения «чтению» по мнемотаблицам детям рекомендуется давать цветные мнемотаблицы, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, цыплята - жёлтого цвета, у петуха - хохолок красного цвета, мышь - серая, ёлка - зелёная, солнце - жёлтое или красное и другие образы.
Этапы работы с мнемотаблицей (или мнемодорожкой).
1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2) Осуществление перекодирования информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы («оживляем» все рисунки);
3) Попробовать связать последовательно, попарно, построчно все символы (образы) и с их помощью, как можно точнее, ближе к тексту, воспроизвести художественное произведение.
Рис.4 (Пример мнемотаблицы
по сказке «Теремок»)
В качестве дидактического материала могут быть использованы коллажи. Методика работы примерно та, же что и с мнемотаблицами. Коллаж - это лист картона (или фланелеграф), на котором рисуются (накладываются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок нарисованных на листе бумаги различных изображений и составляет суть коллажа.
Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить, то есть связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Важно отметить, что изготовление коллажа приносит много удовольствия ребёнку. Возможно использование в виде изображений для коллажа фигурок оригами, аппликаций. Изготовление таких фигурок и аппликаций может быть домашним заданием логопеда. Вот пример коллажа для стихотворения Э.Успенского «Берегите игрушки» (дифференциация звуков [с], [ш]) (рис. 5):
Грузовик без колёс!
У осла отклеен нос!
Стали чёрными цыплята!
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки...
Берём же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки!
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Рис.5
Цель коллажа: закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребёнка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Этапы работы с коллажом.
1) Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нём видят.
2) Составляется сюжет с использованием всех картинок.
3) Коллаж может содержать буквы, цифры, по ним педагог задаёт наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слова» и т.п.
Примеры мнемотаблиц и коллажей представлены в разделах Фотоматериалы и Детские работы.
Опыт работы показал, что забавные стихотворения запоминаются детьми легче, чем проза. А если чтение и заучивание необходимых для автоматизации звуков стихотворений сопровождать показом предметных картинок, спонтанной схематичной зарисовкой, использовать магнитную доску, то заучивание превращается в весёлую игру. Заученный таким образом речевой материал долго остаётся в памяти ребёнка, а не исчезает через пару занятий. Каждый текст стихотворения насыщен отрабатываемыми звуками, а также определённым лексическим или грамматическим материалом. Таким рбразом, параллельно с работой над звукопроизношением идёт большая словарная работа.
План логопедического занятия по заучиванию стихотворного текста, содержащего отрабатываемые звуки, с помощью метода ассоциативных цепочек (мнемотаблиц и коллажей) включает в себя:
1. Проведение вступительной беседы необходимо для того, чтобы создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения, а также (как и в пересказе) актуализировать знания учащихся по теме и подготовить их к восприятию читаемого материала. В ходе беседы используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста,
2. Выразительное чтение стихотворения (наизусть) логопедом без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, и красоты стихотворения.
3. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подгртовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведётся с опорой на текст: система ропросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). 3 ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.
4. Следующий этап - построчная, покуплетная зарисовка содержания стихотворения в виде мнемотаблицы или коллажа, затем составление сюжета с использованием всех символов, образов, букв и цифр, изображённых на мнемотаблице и коллаже.
5. Повторное чтение стихотворения логопедом, с установкой на запоминание и опорой на ассоциативные цепочки.
6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми по мнемотаблице или коллажу.
7. Чтение стихотворения без опоры на мнемотаблицу или коллаж.
По мере работы над заучиванием стихотворений с помощью метода ассоциативных цепочек - этот метод можно было использовать как часть занятия, не уделяя большого количества времени на рассматривание, «чтение» коллажей и мнемотаблиц. Использование приготовленных логопедом мнемотаблиц и коллажей, постепенно заменяется мнемотаблицами и коллажами, спонтанно нарисованными и составленными детьми. Например:
Несмотря на то, что художественная ценность таких рисунков не велика. Зато это превращает скучный процесс заучивания в увлекательную игру. Мнемотаблицы, нарисованные детьми к стихам представлены в Приложении.
Необходимо отметить, что у метода крокирования существует и негативная сторона, а именно - не каждое стихотворение можно «нарисовать». Например (дифференциация звуков [р],[р'],[л],[л']:
Когда нежданно вдруг
Тебя постигнет горе,
Пусть будет рядом друг -
И горе схлынет вскоре. (Джами)
* * *
Богатство, власть - что б к подлым ни пришло,
У них в руках всё порождает зло. (Руми)
Однако, к детской поэзии это мало относится. Детские стихи как правило образные, предметные, в них много описаний и их легко изобразить.
Заключение
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от своих сверстников и взрослых стеной молчания. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
Явно ненормальным является то, что сейчас каждый второй (по данным Парамоновой Л.Г.) приходящий в школу ребёнок (52,5% детей!)) страдает дефектами звукопроизношения, а в последующем у каждого третьего ученика наблюдается дисграфия.
В логопедической работе по коррекции звукопроизношения имеет большое значение многократное повторение речевого материала. Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминаете^ легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.
Известно, что С.Рубинштейн, А.Леушина, Д.Эльконин, Л.Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них. В работе логопеда очень важна заинтересованность детей. Привлечь их внимание может необычная подача материала. Использование мнемотехнических приёмов как нельзя лучше направляет внимание ребёнка к речевому материалу, способствует его заучиванию и многократному повторению.
Предварительная зарисовка речевого материала способствует концентрации внимания ребёнка на объекте изучения, делает его интересным для изучения. Это ещё раз подтверждает слова К.Д.Ушинского «Дайте ребёнку картинку, и он заговорит».
Проведённая мною работа по коррекции звукопроизношения путём использования мнемотехнических приёмов, пропаганда элементарной логопедической грамотности (понимание причин неправильного звукопроизношения у детей и путей его профилактики и устранения) среди родителей и работников школы, позволила улучшить общую ситуацию в отношении данной проблемы.
Итак, на основании проведённой мною работы можно сделать вывод, что применяя мнемотехнический метод крокирования и метод ассоциативных цепочек при заучивании и пересказе речевого материала, насыщенного необходимыми звуками на занятии по коррекции звукопроизношения, удалось:
• Удалось повысить речевую мотивацию. Появился интерес к правильному произношению звука, в специально подобранном материале, насыщенном звуками, а так же в самостоятельной речи.
• Удалось за короткое время автоматизировать необходимые звуки в результате лёгкого запоминания большого количества речевого материала.
• Появился навык с помощью графической аналогии, а также с помощью заменителей понимать, рассказывать и запоминать знакомые художественные произведения по мнемотаблице и коллажу.
• Повысилась скорость запоминания и улучшилось речевое продуцирование;
• Удалось совершенствовать связную речь;
• Стало возможным проведение работы над интонационной правильностью и выразительностью.
• Удалось в достаточной мере развить умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Удалось обеспечить психологический комфорт на логопедических замятиях;
• Удалось повысить осмысленность детьми литературного материала, то есть полное понимание текста;
• В работе над пересказом текста, содержащего дефектные звуки, совершенствуется структура речи, её выразительность, углубляется умение строить предложения и текст в целом.
В заключение хочу отметить: положительные результаты использования мнемотехнических методов и приёмов в коррекции звукопроизношения свидетельствуют об эффективности проведённой мною работы.