kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буклет для родителей "Профилактика речевых нарушений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буклет для родителей "Профилактика речевых нарушений"»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

  • ухудшение экологической обстановки;

  • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;

  • увеличение числа патологий беременности;

  • увеличение количества родовых травм;

  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

  • различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений:

- преодоление имеющихся нарушений речи у детей;

- предупреждение возможных вторичных нарушений речи;

- профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;

- совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;

- параллельная коррекция и становление других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление;

Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямонаправленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:

*создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;

*заботу о сохранности его речевых органов;

*создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.

 Что рекомендуют специалисты?

*Предупреждение ушибов головы.

*Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.

*Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.

*Охрана артикуляционных органов:

    • предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

    • исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);

    • предупреждение  преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

    • своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;

  • своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых, мешает короткая уздечка);

    • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);

    • охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни  и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?

*Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).

*Поощрение лепета ребенка мимикой радости.

*Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.

*Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.

*Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.

*Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

*Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.

*Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.

*Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.

*Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.

Если же условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить.

Очень важно своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации в поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. Кроме того, по вопросам речевого развития детей Вы можете проконсультироваться у логопедов детского сада в часы приема.










Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Русалочка» п.Гигант






Буклет для родителей

«ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»






Подготовила: учитель-логопед

Останкова Е.И.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буклет для родителей "Профилактика речевых нарушений"

Автор: Останкова Елена Ивановна

Дата: 19.02.2020

Номер свидетельства: 540413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "План по самообразованию Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(162) "plan-po-samoobrazovaniiu-tiema-nietraditsionnoie-ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-fizichieskom-vospitanii-i-ozdorovlienii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "318830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460659529"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в детском саду""
    ["seo_title"] => string(75) "stat_ia_na_tiemu_zdorov_iesbierieghaiushchiie_tiekhnologhii_v_dietskom_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "366786"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481094936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологии в детском саду""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_ispol_zovaniie_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_v_die"
    ["file_id"] => string(6) "366787"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481095072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства