Просмотр содержимого документа
«Структура развития речи у детей раннего развития.»
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЫ РЕЧИГЛУХИМИШКОЛЬНИКАМИ
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ы
ы
а,а
у, у
а, о
ы
а, а
и, и
ы
э, э
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
1. Ы-образная артикуляция гласных
2. Расширение артикуляции
3. Сужение артикуляции
4. Передняя артикуляция
5. Открытая гнусавость
6. Повышение голоса
9. Звук «И» уподобляется «ЛЬ»
10. При произнесении звука «Э» язык высовывается изо рта до соприкосновения с нижней губой
12. При произнесении звука «Ы» нижняя челюсть выдвигается вперед, в результате чего образуется характерный для прогении прикус
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯДИФТОНГОВ
Звуки
Дефекты
3
4
2
1
+
при плохом и
+
при плохом и
+
при плохом и
+
при плохом и
гя, хя
ге, хе
гю, хю
ге, хе
и______а
а______о
а______у
и______э
а
о
у
э
я
ё
ю
е
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
Вместо дифтонгов произносятся простые гласные Звук «И» произносится в дифтонге слишком протяжно Гласный «И» в дифтонге заменяется каким-либо согласным, чаще всего «ГЬ», «ХЬ», бывает «СЬ», «КЬ», «ТЬ» Дифтонги произносятся принципиально правильно, как двойные гласные, однако звук «И» воспроизводится дефектно
Вместо дифтонгов произносятся простые гласные
Звук «И» произносится в дифтонге слишком протяжно
Гласный «И» в дифтонге заменяется каким-либо согласным, чаще всего «ГЬ», «ХЬ», бывает «СЬ», «КЬ», «ТЬ»
Дифтонги произносятся принципиально правильно, как двойные гласные, однако звук «И» воспроизводится дефектно
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯГЛУХИХ ВЗРЫВНЫХ СОГЛАСНЫХП, Т, К
ъ
ъ
ъ
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
1. Замена взрывных согласных фрикативными
2,3,4 Дефекты, обусловленные неправильным участием голоса в артикуляции
5. Глухие взрывные согласные носят хлопающий, щелкающий характер
6. Носовой призвук перед взрывными глухими согласными
7,8 Передняя артикуляция
9. Имплозивные «П», «Т», «К»
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ГЛУХИХ ФРИКАТИВНЫХ СОГЛАСНЫХС, Ш, Х
Дефекты
Звуки
10
9
8
7
6
3
1
2
4
5
–
h
–
–
при – зубн.
сон.
с
ш’
бок.
з
с’
с, со
h
–
щечн.
–
ш
сон.
далек.
бок.
ж
ш’
верх.,нижн.
с
y
к
–
–
х’
глуб.
y
сон.
бок.
х
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
Боковая артикуляция
Сонантность
Озвончение
Смягчение
Далекая артикуляция
На месте звуков «Ш», «Х» произносится «С» или «С» лабиализованное
Призубность
Щечное «Ш»
Замена фрикативного звука «Х» взрывным «К»
Выдох на месте звуков «С», «Ш», «Х»
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯФРИКАТИВНЫХ СОГЛАСНЫХФ, В
Звуки
Дефекты
4
3
2
1
–
–
в
губ. зуб.
п
ф
~
в
губ.-зуб м
ф
губ.-зуб.
б
в
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
Замена звуков «Ф», «В» соответственно губно-зубными «П», «Б»
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
1. Замена слитных «Ц», «Ч» фрикативными «С», «Ш»
Вместо «Ц» слышится «ТЫС», вместо «Ч» -«ТЫШ»
Вместо «Ц» слышится «ТЫС», вместо «Ч» -«ТЫШ»
Вместо «Ц» слышится «Т», вместо «Ч» -«Т ’ » Сонантность
Вместо «Ц» слышится «Т», вместо «Ч» -«Т ’ »
Сонантность
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
НОСОВЫХ ЗВУКОВ
М, Н
Звуки
Дефекты
5
6
4
3
2
1
п
т
–
л
М
н
мб
нд
б
д
мп
нт
М
Н
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
1,2,3,4 Закрытая гнусавость
Повышение голоса Вместо «Н» произносится «Л» К носовому звучанию «М», «Н» прибавляется своеобразный призвук – язычно – задненебное н
Повышение голоса
Вместо «Н» произносится «Л»
К носовому звучанию «М», «Н» прибавляется своеобразный призвук – язычно – задненебное н
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯБОКОВОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА
Л
Звук
Дефекты
6
5
4
3
2
1
д
th
т
л
н
~
l
немое
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
Звук «Л» на слышен совсем, хотя язык принимает правильное положение Звук «Л» произносится с более или менее сильным носовым оттенком (гнусаво) Вместо звука «Л» слышится «Н»
Звук «Л» на слышен совсем, хотя язык принимает правильное положение
Звук «Л» произносится с более или менее сильным носовым оттенком (гнусаво)
Вместо звука «Л» слышится «Н»
4, 5 В место «Л» слышится «Д» или «Т»
6. Вместо «Л» слышится фрикативный звук, похожий на « th»
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ВИБРАНТА
Р
Дефекты
Звук
8
7
6
5
1
2
3
4
боковое
тр, кр, гр, нр
р
горловое
грубая
вибрация
дор-зальн.
Р
/\
рь
р
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)
Смягчение Оглушение Дорзальное «Р» Очень грубая вибрация Боковое «Р» Горловое «Р» Мелкодробное «Р» Призвук перед «Р» в виде согласных «Т», «К», «Г», «Н»
Смягчение
Оглушение
Дорзальное «Р»
Очень грубая вибрация
Боковое «Р»
Горловое «Р»
Мелкодробное «Р»
Призвук перед «Р» в виде согласных «Т», «К», «Г», «Н»
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯВЗРЫВНЫХ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ
Б, Д, Г
ъб
ъд
ъг
(Таблица из пособия для учителей Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезиной Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981)