•.Научно-историческаясправка. 2.Определение уровня развития тонкой моторики рук (ТМР) 3.Пальчиковая гимнастика - массаж -пассивные упражнения -упражнения с предметами -упр. для кистей рук -фигурки из пальцев -динамические упражнения 4.Рекомендации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речь на кончиках пальцев»
Речь на кончиках пальцев
Выдающийся русский просветитель XVIII века
Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития
Содержание
1.Научно-историческаясправка.2.Определение уровня развития тонкой моторики рук (ТМР)3.Пальчиковая гимнастика- массаж-пассивные упражнения-упражнения с предметами-упр. для кистей рук-фигурки из пальцев-динамические упражнения4.Рекомендации
1.Научно- историческая справка.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты;
особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.
Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.
Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас). Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Мнения ученых
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.
В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.
двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге
Карта речевых зон У. Пенфилда
Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорят о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Двигательный центр движения пальцев рук и моторный центр речи в мозге человека
2. Определение уровня развития тонкой моторики рук
Дети до 3-х лет:
«Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика;
Дети старше трех лет:
- «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке,
- «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся;
- «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу,
- «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
Говорящие дети :
Не говорящие или плохо говорящие дети:
удаются все или почти все упражнения;
пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые
изолированные движения пальцев рук не вызывают затруднений
3.Пальчиковая гимнастика
Массаж кистей рук и пальцев.
- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
- растирать пальчики спиралевидными движениями
Пассивное выполнение упражнений
(взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения):
- сжимать пальцы в кулачок и разгибать;
- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;
Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше)
катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;
перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);
открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;
застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;
завязывать и развязывать шнурки;
раскладывать счетные палочки,
строить домики из них;
Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет)
«ПЕЧЁМ БЛИНЫ»
Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно )
«ШАРИК»
Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно .
«ФОНАРИКИ»
Выполнение фигурок из пальцев
Динамические упражнения для пальцев рук.
«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»
«ПЯТЬ ТЕЛЯТ»
Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.
Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.
- Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
Этот телёнок пьёт молоко.
Этот телёнок ушёл далеко.
Этот телёнок травку жует
Этот телёнок копытцами бьёт.
Этот телёнок мычит: «Почему все разошлись?
Скучно мне одному!»
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной.
Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.