Работа логопеда с младшими школьниками в общеобразовательной школе.
Работа логопеда с младшими школьниками в общеобразовательной школе.
Хорошая речь- является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа логопеда с младшими школьниками в общеобразовательной школе.»
МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»Курской области Щигровского района
РАБОТА ЛОГОПЕДА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Учитель-логопед Харина О.Л.
2020 год
Кто такой логопед? Он невролог, Он учитель, дефектолог, Воспитатель и психолог, Режиссёр, артист, оратор, Маг, волшебник и новатор.
Часто к нам, логопедам, обращаются: «Доктор»... А мы, работая в любой структуре, являемся учителями.
Меняется мир, но не меняется значимость и многогранность профессии учителя. Ведь любой учитель должен сочетать в себе профессии актера, музыканта, дизайнера, художника, психолога... Особенно психолога, так как учитель - логопед должен быть не только носителем и передатчиком информации, но и мастером создания у маленького ребенка эмоционального настроя для возникновения мотивации к серьезным занятиям.
Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррекционного педагога. Но не во всех школах есть ставка логопеда, не говоря уже о второй. Вот и приходится специалисту искусственно сужать поле своей деятельности, занимаясь коррекцией речевых нарушений только с учащимися начальных классов. Отсюда возникает вопрос: в чем же заключается логопедическое сопровождение младших классов в условиях общеобразовательной школы? Давайте постараемся в этом разобраться…
« Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».
Е.И.Казакова
Актуальность
Хорошая речь – является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Не секрет, что количество детей с нарушением речевого развития год от года увеличивается.
Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.
Таким образом, в целях оптимизации образовательного процесса создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психолого-социальной поддержки детям школьного возраста.
Целью логопедического сопровождения является:
Оказание помощи учащимся имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими образовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи логопедической работы:
Диагностика и коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся;
Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ;
Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с речевыми нарушениями с учетом структуры дефекта.
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.
Развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);
Развитие моторики, пространственно-временных представлений;
Развитие личности ребенка, его способности учиться и познавать окружающий мир. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками.
Развитие личности ребенка, его способности учиться и познавать окружающий мир.
Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками.
В своей работе я использую 2 вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 4 человека, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.
На логопедических занятиях учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, уроки строятся так, чтобы воспитывать у детей положительное отношение к коррекционным занятиям. Используются различные виды заданий, в частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, которые отвечают потребностям младших школьников и создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.
Так мы занимаемся
Расширяем словарный запас и кругозор: викторина «Школа»
Упражнения, развивающие умение принимать и пониматьсловесную или письменную инструкцию«Письмо с пропусками»
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности«Оцени себя»
Если межполушарные связи по каким-то причинам блокируются, происходит искажение в процессах познания, возникают сложности в учебе, чаще всего связанные с нарушением чтения и письма.
Одновременные движения обеих рук активизируют сразу оба полушария. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.
Рисование двумя руками - путь к успеху!
Рисование двумя руками не только полезное, но и очень увлекательное занятие
ВЫВОД
Деятельность логопедического сопровождения является важной составной в инклюзивном пространстве школы. Логопедические занятия по коррекции сложных речевых дефектов направлены на развитие коммуникативных навыков, что помогает учащимся начальной ступени обучения социализироваться в детском обществе.
В результате реализации программы коррекционной работы учителя - логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием: будут восполнены пробелы в развитии звуковой стороны речи, в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, в формировании связной речи сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.
Что хочется сказать в заключение. Каждый ребенок уникален. Нет стандарта для облегчения задачи обучения. Что-то хорошее получится, если только вложить максимум своих усилий, частичку своей души, если будешь искренен с ребенком. Другой вариант с детьми не проходит. Необходимо постоянно совершенствовать преподавательское искусство. Дети такие разные. Из-за этого нет возможности останавливаться, необходимо быть в движении, в поиске, в развитии. Порой бывает трудно, что кажется нет сил... А Даша, Маша, Вова улыбнуться…и вот они силы, и нет большей радости чем видеть эти распахнутые, удивленные, хитроватые глаза детей.
К сожалению, стихи писать я не умею, но вот прочитала стихотворение коллеги-логопеда Колтыгиной Л.С.и поняла: это и мои слова. Спасибо ей!
Терпение и творчество, упорство и победа-
Вот главные этапы в работе логопеда!
При самой первой встрече мы часто слышим: «Датте!»