Тема занятия: «Путешествие звука [С] в снежную страну».
Вид занятия: интеллектуально-развивающее, подгрупповое.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникационная, игровая, двигательная.
Направление: физическое развитие, познавательно-речевое развитие.
Цель: Автоматизация звука [С] в прямых слогах, словах, чистоговорках.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Закрепить умение четко произносить звук [С] длительно и отрывисто в заданиях «Насос», «Самолет».
- Подбирать и произносить прямые слоги в играх «Слоговые дорожки», «Слоговая ромашка», «Кубик».
- Отрабатывать силу выдоха «Сугроб».
- Учить определять наличие звука и буквы в словах.
- Закрепить умение работы по схемам.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать самоконтроль над речью в течение всего занятия.
- Активизировать процессы зрительного восприятия; мыслительные навыки: сравнение, обобщение, систематизация предметов.
- Развивать пространственную ориентацию и мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль за речью в течение всего занятия.
- Воспитывать умение концентрировать внимание на заданиях.
- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
- Повысить познавательную активность и работоспособность детей-логопатов.
Словарь:
Активный (звук, слог, слова, обобщающее понятие, зима, зимующие птицы, зимние месяцы - декабрь, январь, февраль).
Пассивный (позиция звука, звуковой анализ, звукобуквенный анализ, снеговик, сугроб, снежинка, синица, снегирь).
Предварительная работа:
- Развитие фонематического восприятия
- Постановка звука [С]
- Работа над речевым дыханием
- Развитие фонематического слуха
- Автоматизация звука [С] в прямых слогах (игры: «Здравствуйте пальчики», «Колечки»)
- Автоматизация звука [С] в прямых слогах и словах(игры: «Запомни и назови», «Окошечки» -определение места звука в слове)
- Развитие звукового анализа
- Заучивание текста и движение физ. минуток «Зима», «Мы во двор пошли гулять», чистоговорки: «Лиса», «Сова».
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Ребята, к нам сегодня на урок, пришли гости. Скажем все дружно: «Здравствуйте!».
Дети садятся за парты.
Логопед. Кто скажет, какое сегодня число? День недели? Какой по счету урок?
Логопед. Ребята, подумайте и скажите, в какое время года можно отправиться в снежную страну? ( Зимой!).
-Хорошо, я согласна с вами.
Логопед. Кто назовет зимние месяцы? (декабрь, январь и последний месяц - февраль).
Основная часть.
Логопед. Сегодня у нас непростой урок, а путешествие в «Снежную страну».
Цель нашего урока: Автоматизация звука [С] в прямых слогах, словах, чистоговорках.
Мы с вами должны услышать звук [С] в словах, которые будут повторяться в нашем путешествии по «Снежной стране», а потом их назвать. Также мы будем определять позицию звука [С] в словах, произносить чистоговорки со звуком [С]. Выполним звукобуквенный анализ слова САНИ по схеме, поиграем в игры со звуком и буквой С.
Логопед. Посмотрите на монитор (слайд №1), что вы видите?
Дети: Это – самолет.
Логопед. Но, вот, неприятность, Закончился в баке бензин. Я предлагаю выполнить упражнение «Насос» (слайд №2), накачаем в бак бензин. Приготовились - СССССС. Летим в Снежную страну.
Упражнение «Самолет» (слайд №3).
Ориентировка в пространстве. Дети берут со стола святящиеся мячи (вверх, вниз, влево, вправо).
Наш самолет летит над «Снежной страной» (слайд №4-музыкальный «Зимняя сказка»). Посадка самолета.
Встреча со снеговиком. Слайд №5 (письма, сундук).
Логопед. Какой звук чаще всего повторялся в словах? Кто самый внимательный? Назовем все вместе слова: СОВЫ, ЛИСА, ЛЕС (слайд №6).
Логопед. Звук [С] мы услышали, теперь можем дать характеристику по схеме-плану (письмо №2) (губы, зубы, язык, воздушная струя). (слайд №7),
Согласный, свистящий, глухой, твердый и есть мягкая пара.
Логопед. Скажите, пожалуйста, какие еще бывают звуки?
Дети-гласные. Гласные звуки произносятся свободно, с голосом, их можно петь, тянуть, кричать.
Поем под музыку гласные звуки: АУ-АО-АИ-АЭ. АОУИЭ.
Дети: Согласные звуки произносятся несвободно, воздух встречает преграду губы, зубы, язык.
Биоэнергопластика.
Логопед. Поем под музыку слоги: СА-СУ-СО-СИ-СЭ.
Логопед. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Упражнение на дыхание: «Сугроб» (письмо №3).
Логопед. Какую букву вы увидели в снежном сугробе?
Дети: Букву С.
Игра «Кубик». Произносим слоги сколько раз, сколько кружков на кубике.
Игра «Слоговые дорожки» (прямые слоги)(письмо №4).
Игра «Слоговая ромашка» (прямые слоги).
Чистоговорка «Лиса» (письмо №5) под музыку.
Чистоговорки ( слайд№8,9,10,11)
Са – Са - Са - сани, самокат, лиса.
Сы – Сы – Сы - бусы, волосы, усы.
Со – Со – Со - сок, сосиски, колесо.
Су – Су – Су - суп, посуда, сук.
Закрепление изученного материала.
Пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, пять - мы во двор пошли гулять».
Игра: «Один- много» (письмо №6), (слайд №12).
Логопед. Каких зимующих птиц вы знаете, в названии которых слышится звук [С]?
СОВА-СОВЫ, СОРОКА-СОРОКИ, СНЕГИРЬ-СНЕГИРИ).
Логопед. Неизвестно как случилось, только буква заблудилась.
Игра «Буква потерялась» (…ОК, …ОМ, …УК, …УП, БУ.Ы, …ОВЫ, …АНИ, ЛИ…СА).
Звукобуквенный анализ по схеме слова – САНИ (слайд №13).
Заключительная часть. Итог занятия.
Возращение из снежной страны. Упражнение «Самолет» (слайд №14).
- Как вы оцениваете урок? Если вам все понравилось, то похлопайте в ладоши. Если нет, то потопайте ногами
- Как вы себя оцениваете? Хорошо или плохо?
- Все вместе вы выполняли задания хорошо, или кто-то затруднялся?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
Сюрпризный момент. Волшебный сундук с подарками.
Молодцы, спасибо!