Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушений письменной речи»
Профилактика нарушений письменной речи
Письменная речь - сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.
Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей.
В понятие «письменная речь» входит:
Чтение
Письмо.
Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи.
Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.
Нарушения письменной речи
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе.
Дислексия - проблемы, связанные с процессом овладения навыком чтения.
Первичная профилактикадислексий и дисграфий
Заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам.
Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.
Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.
При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.
Вторичная профилактика дислексии
Заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупреди
тельных мер.
Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:
Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду.
Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму — позже, в школе. Обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет.
Вторичная профилактика дисграфий
Заключается в следующем:
1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:
а) с «цепочкой» перии постнатальных вредностей;
б) с поздним и аномальным развитием устной речи;
в) с задержкой психического развития;
г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;
д) с билингвизмом.
Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа:
Исправление фонетико-фонематических нарушений.
Формирование функционального базиса письма.
Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.