Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»
В консультации "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"собрано все самое главное.Презентация будет очень полезна педагогам и родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»»
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»
Подготовила: Учитель-логопед:
Гацко Екатерина Михайловна
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Понятие «связной речи» относят к монологической и диалогической речи
Что значит развитие связной речи?
Связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.
Само текстовое сообщение является сложной речевой единицей высшего порядка, которая отражает диалектическое единство двух планов: внутреннего (семантического) и внешнего (языкового), каждый из которых строится на основе собственных единиц и правил их объединения.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – Есть цель и средство практического усвоения языка.
Оценка коммуникативных умений общения
По критериям:
Активность в общении (стремиться к общению по собственному желанию, является инициатором общения );
Умение слушать и понимать речь;
Умение строить общение с учётом ситуации;
Умение вести диалог;
Лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми;
Ясность и последовательность выражения своих мыслей;
Использование форм речевого этикета.
Особенности коммуникации у детей с нарушением речи.
Незаинтересованность в контакте, отсутствие мотива общения, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Познавательная сфера не сформирована, детям приходиться больше слушать взрослого, у них нет возможности высказывать свои мысли, чувства, рассуждения, задавать вопросы.
Преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 - летнего возраста, дети испытывают трудности в организации собственного речевого поведения.
Связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, не учитываются существенные признаки явлений.
Затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, так как игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер.
Методы развития связной речи (репродуктивные, продуктивные)
1. Наглядные.
Непосредственные:
наблюдения
экскурсии
осмотры
рассматривание предметов.
Опосредованные:
рассматривание изобразительной наглядности
2. Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений
заучивание наизусть
пересказ
беседа
рассказ
3. Практические:
дидактические игры
игры-драматизации
инсценировки, дидактические упражнения
пластические этюды, хороводные игры
Приёмы обучения связной речи
Речевой образец
Повторное проговаривание
Объяснение
Указания
Оценка детской речи
Начало работы:
Комментирование действий, показ и рассматривание предмета .
Выполнение действий с предметами
Просьбы, поручения
Повторение за взрослым слов, словосочетаний, предложений.
Вопросы – ответы.
Опосредованное общение через игрушки (предметы).
Многократное проговаривание речевого материала.
Задачи развития связной речи у детей
1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы).
2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей
3. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).
4. Развивать выразительную речь детей.
5. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).
6. Развивать воображение и творческое мышление.
7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Формирование связной речи осуществляется
в процессе разнообразной практической
деятельности
при проведении игр
при проведении режимных моментов
в процессе наблюдения за окружающим
на специальных коррекционных занятиях
Методы обучения диалогической речи
Беседа
Чтение литературных произведений
Словесные поручения.
Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов:
Работа над составлением описательных и повествовательных рассказов:
рассказы детей по готовому образцу;
рассказы по восприятию;
рассказы по памяти;
рассказы по воображению (творческие);
сравнительно-описательные рассказы
Обучение рассказу по картине.
Обучение рассказу по серии картин.
Разучивание стихотворений.
Отгадывание загадок.
Развитие речи в игре: дидактической, сюжетно-ролевой, драматизации
Форма обучения в системе проведения логопедических занятий
Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия .
Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- дальнейшее развитие связной речи.
Форма обучения связной речи в системе работы детского сада
Ознакомление с произведениями художественной литературы.
Труд и развитие речи.
Занятия изобразительной деятельностью и развитие речи.
Музыкальные занятия и логоритмические упражнения и развитие речи.
Игра и развитие речи:
сюжетно-ролевая,
дидактическая,
подвижная.
Режимные моменты, экскурсии и развитие речи.
Праздники, развлечения, досуги и развитие речи.
Вывод
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.
Несформированность связной речи детей с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.