Использование ИКТ на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Использование ИКТ на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на занятиях по подготовке к обучению грамоте »
Управление образования
Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №11 «Теремок»
Подготовила: учитель – логопед
Батаева С.А.
2014 год
город Новочеркасск
“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”
(В. Г. Белинский)
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Компьютер – специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В настоящее время он является современным средством деятельности дошкольника.
Ребёнок решает задачу, преобразуя изображение на экране опосредованно, с помощью компьютерных средств – клавиатуры, джойстика или мышки.
Компьютер с огромной памятью, разнообразными операторами и дополнительными функциональными устройствами развивает особые личностные свойства ребёнка и позволяет ему работать в индивидуальном темпе. Рекомендуется использовать компьютерные программы для регулярных игр и занятий с детьми, начиная с пяти лет. Ребёнок в этом возрасте способен осознанно выбирать способ действия, принимать особые условия, предлагаемые компьютерной технологией. Принять эти условия он может потому, что к пяти годам у детей в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления, что становится основной характеристикой достижений умственного развития в этом возрасте.
Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности этого "чуда техники".
Но среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:
Новые возможности для творческого развития детей
Повышает привлекательность содержания материала
Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения
Повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля
С другой стороны:
компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;
использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;
«дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером.
Но жизнь не стоит на месте. И учитель- логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо развития детей.
Цель дошкольной логопедической работы – преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению.
Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс в ДОУ более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы.
Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование компьютерных программ и технологий в коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по подготовке к обучению грамоте с целью повышения эффективности логопедической работы.
Новизна опыта состоит в том, что,
- применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения грамоте дошкольников с ОНР, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации будущих младших школьников.
На протяжении 5 лет я использую ИКТ на занятиях по обучению грамоте. В начале это сводилось к фрагментарному использованию компьютерных игр или упражнений. На данный момент создан банк мультимедийных презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте (один год обучения – дети подготовительной к школе группы). Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к занятиям по подготовке к обучению грамоте, по моему мнению, можно назвать мультимедийную презентацию. «Презентация” - переводится с английского как “представление”.
«Презентация”- это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Аналог русской пословицы «Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать».
По данным ученых – физиологов, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом, презентация:
Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
Усиливает воздействие выступления
По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К.Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат.
Овладение грамотой – важный этап школьного обучения детей, диктующий необходимость использования современных педагогических средств обучения с целью введения учащихся в богатый мир родной речи во всех ее видах - чтении, говорении, письме. В период обучения грамоте закладываются основы орфографической зоркости. Проходит знакомство с явлениями и понятиями из области фонетики, лексики, морфологии, морфемики, словообразования. Дети получают первоначальные знания о составе слова, о корне, приставке, суффиксе, осваивают их графическое изображение.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети узнают, что такое гласные и согласные звуки и обозначение их буквами, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова, о существовании мягких и твёрдых согласных, закрепляют знания о гласных буквах, повторяют произношение слогов и тренируются складывать их в слова. На помощь педагогу придут любимые сказочные герои, которые рассказывают о лексике русского языка, учат правильно использовать слова – от простых до самых сложных. Вместе ребята развивают навыки чтения (можно при наличии микрофона сделать аудиозапись), учатся правильно и грамотно печатать.
Дидактические упражнения, задания и виды работ, используемые в презентации, направлены на решение следующих задач:
выделять заданный звук в слове;
определять его место (начало, середина, конец слова);
определять последовательность звуков в слове, их количество, место (после какого звука, перед каким);
обозначать слово графически;
выбирать из заданных букв нужную и вставлять в слово;
Практическая значимость презентации заключается в первоначальном знакомстве с понятием звук, моделированием схемы слова, схемы предложения, текстом. Содержимое слайда включает в себя:
визуальное знакомство с печатной буквой, письменным изображением,
схема – человечек характеризует эту букву (звук),
иллюстрация помогает воспроизвести слово, выделение слога и нового звука в слове,
звуко-буквенный анализ слова (схема),
упражнения для чтения слогов,
ребусы, загадки, пословицы, предложения помогают понаблюдать за лексическим значением слов.
Презентация даёт возможность организовать самопроверку наглядно, динамично и образно, сравнивая свои результаты со слайдами презентации. При такой организации проверки учащиеся имеют возможность реально оценить свои знания, полученные на уроке.
Упражнения на отработку техники чтения направлены на правильное воспроизведение слоговых структур и слов. Они помогают решить следующие задачи:
установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов
дифференцировать сходные единицы чтения
Для отработки техники чтения используются следующие виды упражнений:
1. Дифференциация сходных слогов СА – ЗА СО – ЗО
2. Чтение слогов по подобию А – НА – ЗА – ПА – БА
3. Чтение слов по подобию МАК – БАК
6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной-двумя буквами МЫШКА – МОШКА КОЗА – КОСА
10. Чтение слогов и слов по слоговым таблицам
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиН:
использование новых моделей компьютера
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (10-15 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
проведение гимнастики для глаз, включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Во время индивид. работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
- Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.
- Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.
Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в Power Point, готовые или найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко».
Таким образом, логопедическое занятие с использованием компьютера носит комплексный характер и имеет следующую структуру:
Занятия с применениим ИКТ имеют некоторые преимущества по сравнению с традиционными формами обучения:
Предъявление информации на экране компьютерав игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
Компьютер несёт в себе образный тип подачи информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полёт ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).
Компьютер является достаточно хорошим средством поддержки задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности детей.
Компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха".
Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Дети сами регулирует темп и количество решаемых задач. В процессе своей деятельности за компьютером каждый ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Выводы:
Меняется отношение к ошибкам. Дети рассматривают их как способ доказать свою компетентность при её исправлении.
В процессе программирования дети гораздо быстрее овладевают представлениями о величине, форме, пространственном расположении предметов, чем при традиционном обучении.
Игра пробуждает интеллект ребёнка.
Отмечается ускоренное усвоение детьми букв и цифр, приобретение навыков чтения.
Обучаться программированию, по данным С.Пейперта, смогли не только хорошо успевающие дети, но даже умственно и эмоционально отсталые дети и дети, страдающие церебральным параличом.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний.
Кроме всего, использование ИКТ позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуального восприятия над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
Список литературы.
М.И. Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3;
Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
Лизунова Л.Р.Использование информационно-коммуникационных технологий
в логопедической работе.
4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
7. Е.Соловьёва «Обучать тому, что будет», ж. «обруч», 2009- № 6.
8. Л.А.Коч, Ю.А.Бревнова «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград
9. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» / под ред. Ю.М.Горвица, М., 1988
10. Е.Я.Кривич «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006
11. Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6
12. Е. Вренёва «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12
13. Т.Денисова «Компьютер в дошкольном учреждении»
ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 22.
14. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6
Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 128с.
Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // «Дефектология». – 1994. - №5. – С.3-9.
Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 128с.