Каждый родитель, должен знать когда и как формируются звуки речи, что речевая среда - это семья, школа,детский сад. Когда нужно забить тревогу, обратиться в специализированные службы. Что можно делать для наилучшего речевого развития. Что любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Занимайтесь, играйте с ребенком ежедневно! В Добрый путь, дорогие родители!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование звуковой культуры речи"»
Формирование звуковой культуры речи детей
Учитель-логопед: Иваненко В.И.
Факторы , нарушающие нормальное речевое развитие ребёнка
Генетические аномалии
Неблагоприятные роды и их последствия
Заболевания, перенесенные в первые годы жизни
Неблагоприятные социально-бытовые условий жизни ребенка
Травмы и ушибы головного мозга
Наследственная предрасположен
ность
Внутриутробная патология
Аномалии строения органов артикуляции
Существует целый ряд факторов, которые нарушают нормальное физическое и нервно - психическое развитее ребёнка, вызывают задержку речевого или познавательного развития. Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты возникают при нарушении развития плода от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие дыхания) во время родов, которые приводят к внутренним кровоизлияниям.
Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка.
Количество детей , у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, препятствующие усвоению программного материала, весьма значительно.
По данным диагностики речевого развития воспитанников нашего учреждения
на 5 году жизни – 77%, на 6 году жизни – 70% процентов детей имеют проблемы речевого развития.
Психологические травмы
Соматическая ослабленность
Подражание речи окружающих людей
Плохая экология
Своевременность появления в речи ребёнкаразличных звуков
Возраст ребёнка
1 - 2 ГОДА
Звуки
2 - 3 ГОДА
А О Э П Б М
3 - 5 ЛЕТ
И Ы У Ф В Т Д Н К Г X И
5 - 6
ЛЕТ
С 3 Ц Ш Ж Ч Щ
Л Р
Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
1
Благоприятная речевая среда
2
Хорошо поставленное речевое дыхание
3
Развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха
4
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
5
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики
Благоприятная речевая среда
Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок.
Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития в случае :
если с ребенком общаются люди с правильной речью;
если окружающие постоянно реагируют на детскую «речь»;
если уже в раннем возрасте окружающие поддерживают попытки малыша говорить;
если взрослые всегда отвечают на вопросы ребёнка.
Развитие речевого дыхания
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
ЗАДУЙ УПРЯМУЮ СВЕЧУ - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
КАША - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
ЖУК - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
ШИНУ ПРОКОЛОЛИ - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
ШАРИК - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка выделять и различать звуки (фонемы) родного языка.
Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить, т.к. они чётко воспринимают все звуки нашей речи — фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать.
Игровые упражнения для развития фонематического слуха
Первый этап - узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игровые упражнения для развития фонематического слуха
Второй этап - узнавание речевых звуков
Игра «Угадай чей голос?». Ребёнок с закрытыми глазами отгадывает по голосу, кто из членов семьи его позвал.
Игра «Скажи, как я». Ребёнку предлагается внимательно слушать, как взрослый произносит слова, и произносить (повторять) их так же (отчетливо, с соответствующей степенью громкости).
Игра «Рифмочки». Ребёнку предлагается подобрать слово похожее на то, которое назвал взрослый ( мишка - мышка, подушка - лягушка и т. д.).
Игра «Громко-тихо». Ребёнку предлагается повторить слово, которое назвал взрослый, изменяя громкость звучания: громко или тихо .
Развитие фонематического восприятия у
детей раннего возраста. Кириллова Е.В.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического
восприятия. Альбом дошкольника
Развитие фонематического слуха у
детей 4-5 лет. Колесникова Е.В.
Развитие артикуляционной моторики
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям и научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (статические)
ЗАБОР
Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Удерживать под счет до 5-10.
ПАРОХОД
Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
ОКОШКО
Широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.
Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (статические)
ЧАШЕЧКА
Поднять язык вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.
ПАРУС
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, поставить его за верхние зубы, крепко прижать. Удерживать под счет до 5-10.
Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)
ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)
ЁЖИК
Рот закрыт. Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую стороны. Выполнять по 5 раз в каждую сторону.
ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК
Улыбнуться, закусить язык зубами и протаскивать язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его.
Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические)
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот, и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза.
ЛОШАДКА
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами рук.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкие движения рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов, соответствующих данной точке.
средний – кишечник
указательный – желудок
безымянный – печень
большой палец – голова
мизинец – сердце
Средства развития мелкой моторики дошкольников
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Массаж включает в себя следующие типы движений :
- поглаживание: совершается в разных направлениях;
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз, круговыми движениями;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
- растирать пальчики спиралевидными движениями;
- сжимать пальцы в кулачок и разгибать (кроме большого);
- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;
- сгибать и отводить в стороны большой палец.
Массажеры
Улучшают кровообращение, мелкую моторику и чувствительность рук, снимают напряжение мышц, успокаивают нервную систему, укрепляют мышцы кисти и предплечья. Каждый массажёр используется в соответствии с инструкцией.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Для дошкольников пальчиковая гимнастика организуется в виде игр и игровых упражнений.
Полезность таких игр и занятий состоит в следующем:
помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
осуществляется подготовка руки дошкольника к письму;
пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 3-5 лет.
Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики
Сначала все упражнения выполняются медленно, отрабатывается чёткость каждого движения, затем темп постепенно ускоряется.
При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, таким образом мышечная нагрузка направляется на кисть.
При выполнении упражнения сначала работает одна рука, затем другая, потом обе. Нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной.
Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.
Спрашивайте в магазинах книги и …
DVD «Пальчиковая гимнастика. Для детей от 3 до 5 лет».
DVD «Веселые пальчики» (Е. Железнова)
Аудио- CD «Пять поросят», авторы С. и Е. Железновы.
Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Книга + DVD-диск и др.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.Занимайтесь, играйте с ребенком ежедневно!Успехов вам,дорогие родители!Спасибо за внимание!