Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи на музыкальных занятиях.»
Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи на музыкальных занятиях.
Подготовила: Криворучко Ольга Александровна.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
В соответствии с ФГОС ДО
образовательная область «Речевое развитие» включает в себя –
овладение речью как средством общения и культуры,
обогащение активного словаря,
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
развитие речевого творчества,
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д
правильное произношение звуков
правильное произношение слов
наличие полноценной окружающей речевой среды
громкость и скорость речевого высказывания
нормальное функционирование слухового аппарата
Звуковая культура речи
ритм
нормальное функционирование речедвигательного аппарата
паузы
логическое ударение
тембр
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
дидактические игры;
подвижные или хороводные игры с текстом;
метод упражнений.
Приёмы:
образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
утрированное произношение или интонирование звука
образное называние звука или звукосочетания
хоровые и индивидуальные повторения;
обоснование необходимости выполнить задание педагога;
индивидуальная мотивировка задания;
совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь;
оценка ответа или действия и исправления;
образная физкультурная пауза;
показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика способствует:
• Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;
• Улучшение подвижности артикуляционных органов;
• Укреплению мышечной системы языка, губ, щек;
• Развитию удержания определенной артикуляционной позы;
• Подготовке ребенка к правильному произношению звуков;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата,
решение вышеперечисленных задач крайне необходимо для успешного формирования звуковой культуры речи дошкольников.
Упражнения артикуляционной гимнастики бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка и др. и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Статистическое упражнение.
Динамическое упражнение
правила выполнения артикляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять упражнения необходимо по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-5 упражнений за раз.
2. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления.
3. Комплекс упражнений планируется на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение нужно заменить другим, новым, и закреплять его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
4. В комплексе должны присутствовать статические и динамические упражнения. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
5. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
6. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
7.Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» - можно придумать несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
8. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
9. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо (при возможности), чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
10.После выполнения каждого упражнения необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть.
11. В случае, если не используются иллюстрации, знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упражнение «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.
12.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
13.Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
14.В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.