Просмотр содержимого документа
««Игры по формированию звуковой культуры речи». Для детей старшего дошкольного возраста»
«Игры по формированию звуковой культуры речи»
1. Лото «Определи первый звук в слове»
ЦЕЛЬ Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
а - автобус, аист, ананас, арбуз
у - удочка, усы, утка, утюг
и - иволга, иголка, индюк, иней
п - палатка, пила, платье, портфель
ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
ч - чайник, часы, черемуха, черешня
к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
с - сено (тог), сирень, скворец, собака
з - замок, заяц, зонт, земляника
ж - желуди, жираф, жук, журавль
ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка
р - рак, редис, рысь, рябина
Сочетание предметов на карточке может быть разным:
а) предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);
б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);
в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).
ХОД ИГРЫ Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п...). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе), которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей станутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.
2. Цепочка слов
ЦЕЛЬ Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Карточки с предметными картинками (карандаш — шкаф — флажок — куст — топор — ракета — автобус — сук — ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак— крокодил — лук). Размер карточек для занятия 12 х 7 см (10 х 6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек — 8 х 5 см.
ХОД ИГРЫ На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя — карточка с изображением карандаша. Воспитатель (объясняет): «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком». Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Играют 4—6 детей. Карточки (изображением вниз) лежат посредине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким заканчивается слово — название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
4. Подбери слово к схеме
ЦЕЛЬ Упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове (в начале, середине или конце).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки: сумка, миска, колос, сом, капуста, ананас, совок, весы, автобус, скамейка, лиса, лес, шапка, мишка, душ, шуба, ромашка, карандаш, шляпа, вишни, ландыш, шар, чашка, камыш.
ХОД ИГРЫ
I вариант Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
II вариант Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.
5. Кто в домике живет?
ЦЕЛЬ Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком — кармашек, куда. вставляется картинка (в том случае, если игра проводится с детьми на занятии). На чердачном окошке — буква.
Предметные картинки: К 3 с ц ж Кот заяц слон цирк жираф Коза зебра Собака цыпленок журавль Кролик коза Сорока цапля ежик Кенгуру обезьяна Снегирь курица жаба Крокодил зима Лиса овца жук л Р лось рак лошадь рыба белка тигр волк ворона иволга воробей крот Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой к, а кролик — переехать в дом с буквой л, подальше от зубастого крокодила.
ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф — в домике жив домике р), то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что то животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.
ХОД ИГРЫ Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором — те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.
7. Магазин
ЦЕЛЬ Упражнять детей в дифференциации звуков р — л, с — ш.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Большая карта, разделенная на 3 горизонтальные полоски-«полки». Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды. На первых двух «полках» — одежда, на третьей — посуда. В названиях всех предметов имеются звуки с, ш, р, л. Предметы, в названиях которых встречаются 2 звука (с н р или и ш), представлены в двух вариантах (2 свитера, 2 сахарницы и т. д.). Под картинками нарисованы квадратики (на квадратик играющие будут класть «деньги»).
Деньги — бумажные карточки с буквами с, ш, р, л. Каждая буква должна быть в шести и более экземплярах. На монеты с можно купить: сахарницу, стакан, сковородку, свитер, сарафан; на монеты ш — рубашку, шляпу, кувшин, чашку; на монеты р — сахарницу, свитер, рубашку и т. д.
ХОД ИГРЫ
I вариант Играют четверо детей. (Ходы делают поочередно.) Воспитатель раздает каждому по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов. На деньги с можно купить те предметы, в названиях которых есть звук с, на деньги р — вещи со звуком р. Монетку выкладывайте на квадратик под нужным вам номером. Если уплатите правильно, я продам вам товар». Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.
II вариант « Деньги » — буквы — лежат на столе изображениями вниз. Каждый играющий берет себе по 6 любых монеток и покупает соответствующий товар.
8. Собери букет
ЦЕЛЬ Упражнять детей в различении заданного звука в словах.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе — стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов. На вазах — кармашки.
Карточки, на которых нарисованы буквы или цветы (вставляются в кармашки).
Разноцветные цветы, вырезанные из бумаги (каждый цвет целесообразно представить в нескольких экземплярах). Ниже приводятся цвета со звуками с, л, р, ж, з в названиях: с п. Р ж — з синий голубой красный оранжевый сиреневый белый розовый желтый красный фиолетовый оранжевый зеленый серый зеленый сиреневый розовый желтый серый Для игры на занятии следует на концы стеблей наклеить кружки из бархатной бумаги или фланели, а цветы с обратной стороны обклеить бархатной бумагой.
ХОД ИГРЫ Воспитатель ставит перед детьми 2 или 3 карты, на которых изображены вазы со стеблями, фланелеграф с цветами разного цвета. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из цветов разного цвета. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть цветы такого цвета, в названии которого есть звук л. В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук р. На каждый стебель нужно прикреплять по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красный и розовый цветы. Я добавил оранжевый» (звук).
ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Состав играющих — до пяти. Каждый получает карту с вазой. Воспитатель показывает цветы по одному и называет их цвета. Если в названии есть нужный звук, ребенок говорит: «Голубой (белый, зеленый и т. д.) цветок годится для моего букета». Воспитатель передает ребенку цветок, тот прикладывает его к концу стебля. (Карты и цветы для настольной игры изготовляются меньшего размера и без подклейки бархатной бумагой или фланелью.)
9. Найди пару
ЦЕЛЬ Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью: коза — коса, мишка — мышка, кит — кот, трава — дрова, крыша — крыса, усы — осы, катушка — кадушка, каска — маска, ком — сом, уточка — удочка, мак — рак, дом — дым.
ХОД ИГРЫ Воспитатель помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая — на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, его название звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка». Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса — коза»). Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.
ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Каждый играющий получает по одной - две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.
11. Пирамида
ЦЕЛЬ Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу — 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 квадрата для двухсложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки. 2. Предметные картинки: • на односложные слова: сом рак уж лук рысь стул мяч сыр гусь ключ и др • на двухсложные слова: коза кошка жаба белка овца баран чайник чашка и др. • на трехсложные слова: собака пеликан тарелка малина корова попугай автобус сапоги лев жук тигр волк шар рыба пингвин кувшин сумка ворона кенгуру паровоз цыпленок
ХОД ИГРЫ
I вариант Воспитатель (объясняет): «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, на- пример: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: рыба; в верхний квадрат — картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь». Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.
II вариант Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершины.
ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Для настольной игры изготовляются карты с изображение пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.) Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду. Воспитатель проверяет, как выполнено задание.
14. Включи телевизор
ЦЕЛЬ Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа — изображение телевизора; за экраном — карман (для демонстрации картинок).
ХОД ИГРЫ Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет». Воспитатель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, — просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране. Дети логопедической группы выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Слова, которые можно составить по первым звукам: ком (кошка, ослик, мак), кот (ключ, обруч, топор), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (сани, осы, молоток), роза (рысь, обруч, заяц, автобус), ваза (волк, апельсин, замок, ананас). Слова, которые можно составить по последним звукам: ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, пила, волк), шар (ландыш, юла, трактор), сом (автобус, пальто, ком), утка (кенгуру, вертолет, носок, лодка).
15. Как их зовут?
ЦЕЛЬ Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Таблица с изображениями детей: девочек и мальчиков (четырех-пяти). Сверху — 4-5 длинных кармашка для предметных картинок, внизу — кармашки для букв. 2. Предметные картинки и карточки с буквами а, у, о, с, л, м, ш, р.
ХОД ИГРЫ
1 вариант Воспитатель предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах — названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют лошадь, арбуз, рака, астру — и приходят к выводу, что девочку зовут Лара. Предметные картинки для прочтения (составления) имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; имени Маша: мышь, автобус, шишка, антенна; имени Рожа: рука, осы, мак, автомобиль.
II вариант Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах: Шура (камыш, кенгуру, шар, ваза); Лара (стол, кошка, топор, утка); Маша (дом, сумка, ландыш, вилка); Рома (комар, колесо, сом, пила).
III вариант Имена составляют по второму звуку в словах: Лара (слон, ,рак, арбуз, мак); Шура (уши, куры, грач, сани) и т. д.
IV вариант Имена составляют по третьему звуку в словах: Лара (волк, грач, марка, кран); Рома (марка, слон, лампа, платье); Шура (мишка, труба, марка, краб).
16. Поезд
ЦЕЛЬ Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Длинное панно с изображением паровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3), а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах. 2. Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных (зверей и птиц) (можно использовать картинки из набора к игре «Кто в домике живет?»). Картинки на один заданный звук с: слон, лось, рысь, собака, сова; з: заяц, зебра, коза, обезьяна; ш: кошка, мышка, лошадь; ж: жираф, журавль, ежик, жаба; л: лиса, лев, волк, верблюд; р: ворона, воробей, курица, крокодил. Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык. На 4 звука: слон, лиса, волк, жаба. На 5: кошка, мышка, баран, зебра. Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык, слон, лев, волк; на двухсложные слова: жираф, кошка, жаба, коза, заяц, баран; на трехсложные: ворона, курица, собака, воробей, крокодил.
ХОД ИГРЫ
I вариант Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с...» и т. д. Воспитатель вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому — для второго вагона (звук ж) и последнему — для третьего вагона (звук/)). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее воспитатель меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками 3, Ш, Л.
II вариант Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Вызывает ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его так, чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к» и т. п.
III вариант Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов новые таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых не делятся на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д. Можно назначить на роль кассира ребенка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочередно будут подходить дети с картинками и рассказывать: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов в слове и дает числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т. д.