Формирование фонематического слуха
у детей с тяжелыми нарушениями речи
Учитель-логопед
Войтюк Лэйсэн Минехатовна
2020
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Другими словами, фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи родного языка .
В понятие фонематический слух входит:
- умение слышать каждый отдельный звук в слове;
- чётко отделять его от рядом стоящего;
- умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- умение делить слова на слоги;
- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;
- умение определять место заданного звука в слове;
- знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова.
При нарушениях или несформированности фонематического слуха, ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц) шипящими (Ш, Ж, Щ, Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)
5. Пропуски гласных и согласных на письме.
Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Назови самые короткие слова, самые длинные
Назови самые короткие слова, самые длинные
Игра «Слушай и выбирай»
Слова близкие по звуковому составу
Внимательные покупатели
И
О
А
У
Купить только те предметы, которые начинаются с гласных
Помогите Даше подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.
Л
С
В
А
Помогите Даше подобрать к картинке букву, соответствующую последнему звуку слова.
Н
А
К
Р
а
п
л
у
л
и
с
т
а
п
с
у
л
и
с
ЛИ
ЛА
ЛУ
Ю
А
Подул ветер и слово рассыпалось. Помогите Незнайке его собрать
Л
Определение последовательности звуков в слове
4
3
5
Определить количество звуков в слове
17
П
А
У
К
Б
Л
И
Н
Материалы Ефименковой Л.Н.
17
Развивая фонематический слух,
вы облегчите ребенку процесс освоения чтения и письма.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Волина В.В. Учимся играя.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.
Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков».
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет.
Колесникова Е.В. «От звука к букве».
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова.
Логозаврия http://www.logozavr.ru/1552/
Сайт сообщества учителей-логопедов и учителей-дефектологов г.Ноябрьск http:// www.logoped-defektolog89.ru
Благодарю
за внимание!
Информационные источники
Фон Уголок Декор
Вы можете использовать
данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
источник шаблона:
Фокина Лидия Петровна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского района
Новосибирской области
Сайт http://linda6035.ucoz.ru/