kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. 

Данный материал разработан для учителей начальных классов о понятии фонематического слуха и о его формированиии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Формирование фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи Учитель-логопед Войтюк Лэйсэн Минехатовна 2020

Формирование фонематического слуха

у детей с тяжелыми нарушениями речи

Учитель-логопед

Войтюк Лэйсэн Минехатовна

2020

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Другими словами, фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи родного языка .

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Другими словами, фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи родного языка .

В понятие фонематический слух входит: - умение слышать каждый отдельный звук в слове; - чётко отделять его от рядом стоящего; - умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки; - умение делить слова на слоги; - умение различать слова, отличающиеся только одним звуком; - умение определять место заданного звука в слове; - знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова.

В понятие фонематический слух входит:

- умение слышать каждый отдельный звук в слове;

- чётко отделять его от рядом стоящего;

- умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- умение делить слова на слоги;

- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;

- умение определять место заданного звука в слове;

- знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова.

При нарушениях или несформированности фонематического слуха, ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки: 1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг») 2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»). 3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц) шипящими (Ш, Ж, Щ, Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.) 4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.) 5. Пропуски гласных и согласных на письме.

При нарушениях или несформированности фонематического слуха, ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц) шипящими (Ш, Ж, Щ, Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

5. Пропуски гласных и согласных на письме.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Назови самые короткие слова, самые длинные Назови самые короткие слова, самые длинные

Назови самые короткие слова, самые длинные

Назови самые короткие слова, самые длинные

Игра «Слушай и выбирай» Слова близкие по звуковому составу

Игра «Слушай и выбирай»

Слова близкие по звуковому составу

Внимательные покупатели И О А У Купить только те предметы, которые начинаются с гласных

Внимательные покупатели

И

О

А

У

Купить только те предметы, которые начинаются с гласных

Помогите Даше подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова. Л С В А

Помогите Даше подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.

Л

С

В

А

Помогите Даше подобрать к картинке букву, соответствующую последнему звуку слова. Н А К Р

Помогите Даше подобрать к картинке букву, соответствующую последнему звуку слова.

Н

А

К

Р

а п л у л и с т

а

п

л

у

л

и

с

т

а п с у л и с

а

п

с

у

л

и

с

ЛИ ЛА ЛУ

ЛИ

ЛА

ЛУ

Ю А Подул ветер и слово рассыпалось. Помогите Незнайке его собрать  Л Определение последовательности звуков в слове

Ю

А

Подул ветер и слово рассыпалось. Помогите Незнайке его собрать

Л

Определение последовательности звуков в слове

4 3 5 Определить количество звуков в слове 17

4

3

5

Определить количество звуков в слове

17

П А У К Б Л И Н

П

А

У

К

Б

Л

И

Н

Материалы Ефименковой Л.Н. 17

Материалы Ефименковой Л.Н.

17

Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтения и письма.

Развивая фонематический слух,

вы облегчите ребенку процесс освоения чтения и письма.

Агранович З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Большакова С.Е.  Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Волина В.В.  Учимся играя. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков». Козырева Л.М.  Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Колесникова Е.В. «От звука к букве». Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.  Формирование слоговой структуры слова. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Ткаченко Т.А.  Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Четверушкина Н.С.  Слоговая структура слова. Логозаврия http://www.logozavr.ru/1552/  Сайт сообщества учителей-логопедов и учителей-дефектологов г.Ноябрьск http:// www.logoped-defektolog89.ru

Агранович З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

Большакова С.Е.  Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

Волина В.В.  Учимся играя.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.

Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков».

Козырева Л.М.  Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет.

Колесникова Е.В. «От звука к букве».

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.  Формирование слоговой структуры слова.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.

Ткаченко Т.А.  Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.

Четверушкина Н.С.  Слоговая структура слова.

Логозаврия http://www.logozavr.ru/1552/

Сайт сообщества учителей-логопедов и учителей-дефектологов г.Ноябрьск http:// www.logoped-defektolog89.ru

Благодарю за внимание!

Благодарю

за внимание!

Информационные источники Фон  Уголок  Декор Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Информационные источники

Фон Уголок Декор

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Войтюк Лэйсэн Минехатовна

Дата: 07.05.2020

Номер свидетельства: 548965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Педагогическая консультация на тему: "Развитие навыка фонетически правильного письма у школьников с нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskaiakonsultatsiianatiemurazvitiienavykafonietichieskipravilnoghopismaushkolnikovsnarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "289941"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454888651"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Процесс обучения детей с ТНР в условиях общеобразовательной школы"
    ["seo_title"] => string(73) "protsess_obucheniia_detei_s_tnr_v_usloviiakh_obshcheobrazovatelnoi_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "495069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547383317"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Приёмы формирования навыков чтения у  первоклассников, имеющих речевые нарушения "
    ["seo_title"] => string(97) "priiomy-formirovaniia-navykov-chtieniia-u-piervoklassnikov-imieiushchikh-riechievyie-narushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "236494"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444072055"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Консультация "Роль фонематического восприятия в формировании речи ребёнка". "
    ["seo_title"] => string(83) "konsul-tatsiia-rol-foniematichieskogho-vospriiatiia-v-formirovanii-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "186252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426316268"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Консультация "Роль фонематического восприятия в формировании речи ребенка" "
    ["seo_title"] => string(83) "konsul-tatsiia-rol-foniematichieskogho-vospriiatiia-v-formirovanii-riechi-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "186255"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426316532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства