"Широкая улыбка" – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
"Непослушный Язычок" – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
"Блинчик" – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
"Качели" - поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подъем язычка.
«Усы"- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
"Парус" - язык узкий упирается в верхние зубы - мачта, парус поднять - язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
Упражнение на формирование правильного направленного выдохаи голоса
«Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)»;
«Задуй свечу» : ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
«Загоним мячик в ворота»: ребенок делает из кубиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
"Снежинка«: ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу - вдох и выдох на ватку.
Дыхательное упражнение "Снежинка". Упражнения для языка «Усы", "Качели", "Парус" достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.
Кроме этого, необходимо проводить игры по развитию фонематического слуха.
Постановка звука Т
1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.
2 способ: из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.
3 способ: из межзубной позиции. Улыбнуться, обнажить зубы и воспроизвести "поплёвывание".
4 способ: от звука П. Повторять слоги ПА - ПА, положив широкий кончик языка на нижнюю губу, затем улыбаясь произносить эти же слоги - получится ТА - ТА.
5 способ: от звука П. Произносить ПА- ПА -ПА, при этом кончик языка находиться между зубами. Далее, в момент произнесения слогов, взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцами
6 способ: постановка от Ц : звук Ц "прячет" за собой два звука – т-с.
"Кошка мышку ловит" - предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.
Затем слог сокращаем - ца, ца, ца.
И вот мы около норки - произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки - звук Т, звук С не произносить.
Изолированное
произношение звука
«Стучи» молотком и произноси т-т-т (громко, тихо)
«Стучи» молотком и произноси т-т-т
«Стучи» молотком и произноси т-т-т
«Стреляй» из водного пистолетаи произноси т-т-т
«Пройди» пальчиками, произнося т-т-т
Собери в мешокдрагоценные камни (произноси т)камешки «Марблз»
Пусти рыбок в аквариум (произноси т)
Поставь цветочки в вазу, укрась вазу (произноси т)
Укрась небо звёздочками (произноси т)
Укрась яблоню яблочками (произноси т)
Укрась шляпу (произноси т)
Укрась бусы (произноси т)
Укрась ведёрко (произноси т)
Пусти морских обитателей (произноси т)
Укрась луг цветочками(пусти погулять лошадей)...
Автоматизация звука в слогах
Задания:
Нажми на красную клавишу, скажи: «та», на жёлтую – то...
Постучи ложками и скажи: «Тук, тук-тук...»
Пройди пальчиками и скажи: «Топ-топ».
Сколько раз хлопну в ладоши, столько раз скажи слог «та»; сколько топну - слог «то»; сколько постучу по столу – столько раз скажи слог «ту»…
Сидим на стульчике, хлопаем в ладоши, стучим по коленкам, называя слоги.
Рисуем в тетради в клетку линии, заборчики, проговаривая слоги.
На этом этапе также используются пуговки и камешки «Марблз».
Нажми на красную клавишу, скажи: «та», на жёлтую – «то»...
Автоматизация звука в словах
Картинный материал
Картинный материал
Картинный материал
Картинный материал
Этот картинный материалам можно использовать для работы над автоматизацией звука в словах, словосочетаниях, предложениях.
Игры:
«День-ночь», «Чего не стало, что изменилось?», «Мемори», «Хвастунишка», «Скажи ласково», «Жадина», «Снежный ком», задания на пространственную ориентировку и т.д.
Задания:
- Запомни картинки. (Закрываю) Какие были картинки?
-Я называю картинки, а ты повтори в той же последовательности. Я показываю картинки, а ты назови в той же последовательности.
- Измени слово по схеме, посчитай от 1-6.
- Игра с кубиком: сколько выпало точек, столько раз назвать слово.
- Ходилки.
- Где живёт звук?
Хлопни, топни
Языколомки
Можно вырезать и положить на стол дорожку. В процессе игры ребенок «идёт» по дорожке, шагая с картинки на картинку указательным и средним пальцами. При этом он должен четко называть каждую картинку: туфли-тулуп.
В следующий раз игрок «едет» по дорожке на коне, то есть последовательно ставит на картинки указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец и снова указательный.
Можно дать игрушку из киндера и попросить пройти по клеточкам, называя слово. Можно вырезать дорожку и соединить скотчем её концы, сделав бесконечные «логопедические чётки».
Языколомки
Языколомки
Языколомки
Языколомки
Языколомки
Игра «Угадай»
Игра «Гадалка»
Лото
Автоматизация звука
в словосочетаниях, чистоговорках, предложениях,
связной речи
Тут...(подставляй картинки и говори)
Там...(подставляй картинки и говори)
Нет...(подставляй картинки и говори)
Научи инопланетянина.Тут топор. Тут танк.
Научи инопланетянина.Там кот. Там ракета.
У Толи ... (У Тани...)(подставляй картинки и говори)
Подставляй картинки и говори
Подставляй картинки и говори
Папа несёт ...
Подставляй картинки и говори
Кот на столе, торт на стуле..
Кот под столом, торт под стулом...
Кот на столе, торт под столом..
У Тани на кофте листок.У Тани на пальто цветы.
В автобусе енот, на самокате кот...
Подставь картинки и скажи
Подставь картинки и скажи
Подставь картинки и скажи
Толя обувает...(выбери)
Таня завязывает...(выбери)
Антон чистит...(выбери)
Ахмат выкапывает...(выбери)
Тося тушит...(выбери)
Тося стирает ...(выбери)
Скороговорки
Скороговорки вначале произносим медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе.
Детям нравится играть с кубиками. Ребёнок бросает кубик. Если выпадает картинка, на которой нарисован медведь, то эту скороговорку проговаривает, как медведь, рычит; если выпала картинка с улыбкой, то ребёнок рассказывает весело.
Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом звук Т.
Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков П, П', Б, Б', Ф, Ф', В, В', Т, Т', Д, Д': Пособие для детей с нарушениями речи — Мн.: «Аверсэв»,
Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М. «Издательство «Гном и Д», 2005
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005
Зуева Л.Н. Логопедия для дошкольников Альбом 4: Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, X, В, Ф: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи.М.2007. Творческий центр
Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки М 1999
Пятибратова Н.В. Учим буквы и читаем склады. М.Робинс.2014