Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори 3 -4 раза.
Упражнение «Улыбочка – трубочка» или«Лягушка и слонёнок»
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два»- вытягивай сомкнутые губы вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» 5 -6 раз на счёт «раз – два».
Упражнение «Приготовим тесто»
Давай покажем, как готовят тесто для пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА – ТА – ТА – ТА – ТА…
Упражнение «Блинчик»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
Открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язык в таком положении до десяти счётов. Повтори 3 -4 раза.
Упражнение «Змейка»
Подражаем мы змее,
Мы с ней будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Давай изобразим змею.
Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь назад ( рот не закрывай). Повтори три – четыре раза.
Упражнение «Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Упражнение «Часики»
Тик – так, тик – так,
Язычок качался так -
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Упражнение «Кошка сердится»
Давай покажем, как кошка рассердилась и выгнула спинку.
Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении на десять счётов.
А теперь «погладь» кошку по спинке зубами. Повтори пять – шесть раз.
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – подними язычок за верхние зубы. Повтори пять – шесть раз.
Упражнение «Чистим зубы»
1. Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води языком влево – вправо) за нижними зубами под счёт (семь – восемь раз).
2. Теперь почисти за верхними зубами. Не спеши, чисти под счёт взрослого.
Упражнение «Лошадка»
Я весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижной и «прыгал» только язык.
Упражнение «Лодочка»
Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
Улыбнись, широко раскрой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним бугоркам за зубами. Удерживай язык в таком положении на восемь – десять счётов.
Упражнение «Дятел»
Дятел на стволе сидит, клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздаётся громкий звук.
Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д – Д – Д… Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10 – 20 секунд.
Упражнение «Сдуй снежинку»
Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и сдуй ватку (шарик, снежинку, листочек, пёрышко) с ладони. Повтори 3 -4 раза. Следи, чтобы щёки не раздувались. Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [Х], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная.
Упражнение «Фокус»
Чтобы фокус получился, надо:
Открыть рот;
Сделать «чашку»;
Положить маленький кусочек ватки на нос;
Сделать вдох через нос;
Сильно дуть на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх (должен получиться звук, похожий на [Ф],