Речевой материал к коррекционному курсу «Развитие слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи» в I дополнительном классе
Речевой материал к коррекционному курсу «Развитие слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи» в I дополнительном классе
Данный материал будет полезен моим коллегам - сурдопедагогам для написания своей рабочей программы по коррекционному курсу "РСВ и ФПСУР". В работе представлен примерный речевой материал для развития слухового восприятия слабослышащих и позднооглохших обучающихся I дополнительного класса в условиях введения ФГОС ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевой материал к коррекционному курсу «Развитие слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи» в I дополнительном классе»
I четверть
Речевой материал обиходно – разговорного характера.
Встань. Иди сюда. Повтори число. Подними руку. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
Речевой материал, относящийся к организации учебной деятельности.
Какой сейчас урок по счёту? Который сейчас урок? Как зовут твою учительницу (воспитательницу)? Сколько в классе учеников? Какая мебель есть у тебя в классе? Урок закончился, будет перемена. Названия уроков. Урок математики, урок обучения грамоте, урок окружающего мира, урок ППО, урок развития речи. Сегодня дежурит …. . Кто сегодня дежурный? Дежурный раздал (собрал) книги.
Речевой материал, относящийся к организации учебной деятельности.
У меня нет …. В каком классе ты учишься? Кого сегодня нет в классе? Можно мне выйти в коридор (в туалет)? Дайте мне пожалуйста … Цветная бумага, картон, ручка, карандаш, клей. Возьми … Дай мне … Мне трудно, помогите мне пожалуйста. Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какой сегодня день? Это предмет (ы). Наступила золотая осень. К нам в гости пришла золотая осень. За окном золотая осень.
Речевой материал по математике.
Большой, маленький, широкий, узкий, больше, меньше, одинаковые, неодинаковые. Покажи одинаковые ….(разные). Покажи, где квадраты, круги, треугольники. Утро. День. Вечер. Ночь.
Речевой материал, относящийся к общеобразовательным предметам.
Ты готов к уроку? Послушай, повтори. Что ты делаешь? Что мы будем делать? Повтори план. Кто готов к уроку? Что ты делала вчера вечером? Спроси у ребят, кто составил слово из этих букв? Сколько слогов в этом слове? Какой предмет тут лишний? Как зовут …? План урока. Иди к доске. Выйди в коридор. Встаньте. Сядьте. Восприятие на слух названий чисел от 1-10, возьми …палочек, возьми больше, меньше, столько же. У кого столько же?Названия фигур: круг, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Покажи где… Составь прямоугольник. «Составь узор из … Урок закончился. Идите на перемену. Нарисуй большой круг (квадрат). Раскрась второй круг».
… Покажи, где … Возьми …. Убери … (кофта, брюки, майка, платье, рубашка, пояс, халат, шорты, колготки, носки, трусы). «Покажи большую куртку, синие брюки, маленькую кофту». «Рубашка, майка и колготки – это одежда». Покажи белую рубашку. У Тани синяя юбка. Нарисуй длинный пояс. Нарисуй короткий пояс.
Речевой материал по теме «В умывальне, «В спальне».
Это умывальня. Там умываются. Покажи где… (раковина, кран, форточка). Оля моет лицо, а Вова моет руки.
Это спальня. Тут спят и отдыхают. Покажи, где …(кровать, тумбочка, расчёска). Вова пришёл в спальню. Он будет спать. Покажи широкую, узкую кровать. Поставь….нарисуй… Выполнение поручений «Закрой форточку, «Отнеси подушку». «Дай расчёску», «Повесь майку».
Текст «В умывальне».
У Вовы грязные руки. Вова взял мыло и вымыл руки. Руки чистые.
Задания к тексту: Какие руки у Вовы? Что сделал Вова? Какие руки?
Послушай и повтори: грязные руки, взял мыло, вымыл, чистые руки.
Речевой материал по темам: «Овощи и фрукты».
Покажи, где, назови, что это. Картофель, морковь и капуста – это овощи. Покажи…, Что это?, банан, апельсин, яблоко – это фрукты.
Речевой материал по темам: Домашние и дикие животные».
Покажи где…. Овца, баран, свинья - это домашние животные. Покажи, где … лиса, волк, медведь – это дикие животные.
Речевой материал, относящийся к организации учебной деятельности.
В классе холодно, дежурный открыл окно. О чём ты попросишь дежурного? Убери ручку в пенал, положи книгу на парту. Открой книгу, закрой тетрадь.
Раздел слово на слоги. Поставь ударение. Говори правильно. Слушай внимательно. Отвечай, как тебя зовут? Как его зовут?
Текст «Класс».
Это класс. В классе стоят парты. В классе дети учатся.
Вопросы к тексту: Что это? Что стоит в классе? Что делают дети в классе?
Послушай и повтори: в классе, парты, дети учатся.
Текст «Школа».
Это школа. Ребята идут в школу. Ребята несут буквари, тетради, ручки.
Вопросы к тексту: Что это? Кто идёт в школу? Что несут ребята в школу?
Послушай и повтори: в школу, буквари, тетради, ручки.
Речевой материал по теме «Осень».
Ясная, пасмурная, дождливая, прохладно, холодно. Какое сейчас время года. Назови осенние месяцы. Ранняя, золотая, поздняя осень. Какая сегодня погода? Какое сегодня число? Листья опадают. Птицы улетают на юг. Наступила поздняя осень. Идёт сильный дождь. Назови второй месяц осени, последний месяц осени.
Речевой материал по теме «Семья».
Мама, папа, брат и я – это семья. Словарь: бабушка, дедушка, тётя, дядя, брат, сестра. Мама готовит обед. Папа чинит стул. Дедушка читает газету. Бабушка вяжет носки.
Речевой материал по теме «В магазине».
В магазине покупают обувь, продукты, посуду, мебель. Мама купила в магазине капусту.
Речевой материал обиходно – разговорного характера.
Восприятие слов и фраз: Как зовут твою маму? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Кто твой отец? У тебя есть сестра (брат)? Девочки, войдите в столовую. Иди к столу. Дети выходите из столовой. У Коли нет бумаги.
Речевой материал по математике.
Положи столько же палочек. Запиши пример 1+3=4, положи столько же квадратов, сколько кругов. Восприятие на слух названий дней недели. Какой сейчас день? Какой день был вчера? Какой день будет завтра?
III четверть
Речевой материал обиходно – разговорного характера.
Открой форточку. Вытри доску. Полей цветы в классе. Убери тетради и книги. Покажи яблоко (стакан, ...). Возьми мел. Возьми две палочки. Ученик рисует. Какой сегодня день? Какой день – вчера? Какой день был завтра? Кто сегодня дежурный? Попроси дежурного закрыть (открыть) окно, шкаф, форточку. Вчера шел снег. Сегодня дует холодный ветер. Тепло – холодно. Пасмурно – ясно. Какое сейчас время года? Назови зимние месяцы. Повтори: декабрь, январь и февраль – это зимние месяцы. Кто дежурит сегодня? Кто дежурил вчера? Какая погода сегодня? Сегодня тепло (морозно, пасмурно, ясно). Миша рисует дом. Оля нарисовала дерево. Дети идут в столовую (в спальню, в кино). Кто пишет письмо? Кто пришёл в школу?
Речевой материал по математике.
Составь узор из квадратов и кругов». Сосчитай от 2 до 5. Нарисуй большое яблоко. Раскрась 2 маленьких яблока. Больше, меньше, равно, плюс, минус, название геометрических фигур. Я измерила …, построила….обвела. Составь пример по рисунку. Открой тетрадь и запиши число. Дополни ряд чисел. Напиши сколько будет. Раскрась большое яблоко красным карандашом, а маленькое зелёным.
Текст «Ёлка».
В школе стоит ёлка. Ёлка большая и красивая. На ёлке висят игрушки. Дед Мороз принёс ребятам подарки. Дети играют и поют. Весело ребятам.
Задания к тексту:Что стоит в школе? Какая ёлка? Кто принёс подарки? Что делают ребята?
Послушай и повтори: ёлка, красивая, игрушки, Дед Мороз, играют и поют.
Пришла зима. Идёт снег. Мальчики взяли санки. Они катаются на санках. Детям весело.
Задания к тексту: Какое время года наступило? Что делают мальчики?
Послушай и повтори: пришла, снег, взяли санки, катаются, весело.
Речевой материал по теме «Одежда».
Что надевает мама, (папа, мальчик)? Покажи, где … (кофта, куртка, кепка, брюки, юбка, платье, фартук). Одна юбка, одно пальто, один свитер. Что чистит мальчик? Что вешает девочка? Что лежит на стуле? Это длинная юбка или короткая?
Текст «В классе».
В классе сидят ученики. Ученики читают букварь. Они пишут слова. Ребята пишут красиво.
Задания к тексту: Кто сидит в классе? Что делают ученики? Как пишут ребята?
Послушай и повтори:в классе, букварь, пишут, красиво.
IV четверть
Речевой материал обиходно – разговорного характера.
…, возьми журнал (альбом, указку, полотенце). …, вытри рот. …, возьми стакан. …, повесь пальто. …, закрой шкаф. Поставь цветок на окно. Покажи одинаковые стулья, парты. …, нарисуй дом. …, тебе нужен карандаш? Положи сахар в чашку. Собери одинаковые кубики. Возьми одинаковые варежки. Положи пенал в сумку. Поставь ведро на пол. Где лежат тетради? Ученик сидит в классе». Что ты ел сегодня утром? Что ты ел вчера вечером? Какие завтра будут уроки? В классе чисто. Ты дежуришь хорошо (плохо). Какое число сегодня? Какой день будет завтра? Ты сделал хорошо. Повесь куртку на стул. Положи газету на стол. Положи книгу в сумку. У меня нет … . Дайте мне пожалуйста … Какая погода сегодня? Какая погода была вчера? Снег растаял. Какое число будет завтра? Какой день будет завтра? Где ты живёшь? Как твоя фамилия? Школа – интернат. Какое сегодня число? Сегодня - 15 марта. Какое число было вчера? Вчера было 12 марта. Какое время года скоро будет? Что ты будешь делать на каникулах? Ты поедешь к бабушке? Назови летние месяцы. Что делают люди летом? Ты будешь купаться? Ты пойдешь в поход?
Текст «Столовая».
Ребята пришли обедать. Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Дети ели суп, котлеты. Потом пили компот.
Задания к тексту: Куда пришли ребята? Какая столовая? Что ели дети?
Послушай и повтори: пришли обедать, чистая, столы и стулья, котлеты.
Речевой материал по теме: «Домашние животные».
Покажи, где … (кошка, собака, коза, корова, лошадь). Домашние животные - это … . Кошка ловит мышку. Коза ест траву. Собака ловит кошку. Покажи лапы, туловище, хвост, голову животного. Длинный хвост, короткие уши, большие глаза, острые когти, пушистая шерсть. Кошка пьёт молоко. Корова ест траву. Собака лает. Собака сидит. Какого цвета эти животные? Сравни, кто больше: собака или кошка? Кошка спит. Собака бежит. Лошадь стоит. Свинья роет.
Речевой материал по математике.
Названия чисел до 7. Составление примеров, запись примеров на слух, вычитание, сложение. Прилетели, уехали. Восприятие примеров на знание состава чисел 5,6,7.
Речевой материал относящийся к организации учебной деятельности.
Возьми карандаш. Убери карандаш в пенал. Положи карандаш в сумку. Попроси дежурного собрать альбомы. Можно взять клей? Что делает Зина? (рисует, пишет.). Прозвенел звонок на урок (на перемну). Вчера шёл снег, отметь погоду в календаре. Ты написал грязно. Напиши чисто. Перепиши. Исправь ошибки. Кто написал аккуратно? Кто написал грязно? Вова написал чисто (аккуратно). Марина написала грязно. Ты сделал плохо. Коля, помоги Вове.
Речевой материал, относящийся к теме: «Весна».
Какое сейчас время года? Какое время года наступило? Какое время года за окном? Назови весенние месяцы. Какая сегодня (вчера) погода?
Текст «Весна».
Наступила весна. На улице тепло. Светит солнышко. Снег тает. Прилетели грачи и скворцы. Ребята повесили скворечники.
Задания к тексту:Какое время года наступило? Как стало на улице? Какие птицы прилетели? Что сделали ребята?
Послушай и повтори: наступила, на улице, солнышко, грачи и скворцы, скворечники.
Текст «День рождения».
У Наташи сегодня день рождения. Наташе 8 лет. Ребята пришли к Наташе. Они подарили Наташе большую куклу. Ребята пили чай, играли. Было очень весело.
Задания к тексту:Какой праздник у Наташи? Сколько лет Наташе? Кто пришёл к Наташе? Что они ей подарили? Что делали ребята?
Послушай и повтори: день рождения, подарили, пили чай, играли, очень весело, Наташа – у Наташи – к Наташе.
Текст: «Семья».
Вкомнате папа и мама. В комнате бабушка и ребята. Папа читает. Мама шьет. Бабушка вяжет. Дети играют.
Задания к тексту:Кто в комнате? Сколько человек в семье? Что делает папа? Что делает мама? Что делает бабушка? Что делают дети? Сколько человек в вашей семье?
Послушай и повтори: комната - в комнате, читает, шьёт, вяжет.