kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программма по РСВ и ФП для подготовительного класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Содержание программы

    РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Первая четверть

    Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры и без нее в условиях ситуации знакомых по значению слов (мяч, пенал, карандаш и т. п.), словосочетаний и фраз, связанных с учебной деятельностью учащихся, типа Встань. Иди сюда. Повтори число.. Подними руку.

    Вторая четверть

    Восприятие на слух в условиях ситуации и вне ее со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее знакомого по значению речевого материала: связанного с учебной деятельностью учащихся, типа Покажи яблоко (стакан,.). Возьми мел. Возьми две палочки. Ученик рисует; обиходно-разговорного характера типа Как зовут твою маму? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?

    Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры (для учащихся II и III степени тугоухости)и с индивидуальными слуховыми аппаратами (для учащихся II степени тугоухости) в условиях ситуации сначала знакомых, а затем незнакомых по содержанию текстов (из 3—4 коротких фраз, составленных из знакомых по значению слов) по темам: «Класс», «Школа», «В умывальной комнате».

    Третья четверть

    Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (для учащихся I и II степени тугоухости) знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз): обиходно-разговорного характера типа Вчера шел снег. Сегодня дует холодный ветер. Какой сегодня день? связанного с учебной деятельностью учащихся, типа Дежурные раздают тетради. Убери ручку в пенал. Поставь цветок на окно.

    Восприятие на слух незнакомых по содержанию текстов (из 4— 5 коротких фраз) в условиях ситуации (для учащихся II и III степени тугоухости) и вне ее (для учащихся I степени тугоухости) по темам: «Елка», «Зима», «Столовая», «В классе».

    Четвертая четверть

    Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов знакомых по значению слов, словосочетаний, небольших фраз, связанных с учебной деятельностью учащихся, типа Где лежат тетради? Ученик сидит в классе. Убери зеленый карандаш в пенал. Считай от одного до пяти.

    Восприятие на слух вне ситуации коротких незнакомых по содержанию текстов (из 5—6 фраз) по темам: «Весна», «День рождения», «Семья».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программма по РСВ и ФП для подготовительного класса »



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бакалинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат II вида

«Согласовано» «Рассмотрено» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Председатель на заседании руководитель ШМО зам.директорапо УВР Директор школы

профсоюзной методсовета

уч. дефектологов

организации _______ ________ ______

_____









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по формированию произношения и развитию слухового восприятия

в подготовительном классе

на 2014-2015 учебный год





Составитель: учитель дефектолог

высшей квалификационной категории

Гиляева О.В













Пояснительная записка


Рабочая программа по слуховому восприятию и формированию произношения разработана на основе Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида, 2 отделение, 1 вариант, Москва, «Просвещение», 2006 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсов, утвержденного методическим советом школы .

Задачи предмета

Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих школьников является развитие их остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в первом классе 2-го отделения заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.

При проведении индивидуальных занятий с учащимися первого класса в начале их обучения уделяется особое внимание созданию условий, облегчающих восприятие речи на слух. Учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко их личному опыту и наблюдениям.

Знакомый по значению речевой материал большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают его с аппаратурой стационарного типа, а со второго полугодия — с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Текст предъявляется сначала целиком, а затем по фразам. И только после этого дети воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2—3 занятиях.

Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с аппаратурой и без нее) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и относящихся к организации учебной деятельности, а также связанных с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается в самом начале обучения.

Учащимся первого класса в начале обучения слова и фразы предъявляются на слух после небольшой слухо-зрительной тренировки (нескольких занятий).

В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух без аппарата и с индивидуальными слуховыми аппаратами.

Восприятие речевого материала на слух должно проходить по-разному: в условиях ситуации (подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова,— в начале обучения); в изолированных от шума условиях: в условиях, близких к естественным.

Обучение произношению

Задачей обучения произношению в подготовительном классе является формирование у учащихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи.

Формирование произносительных навыков осуществляется на всех учебно-воспитательных занятиях, включая индивидуальные, при постоянном речевом общении с учителем (воспитателем), с использованием специальных приемов. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе.

При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания. Необходимым условием успешного овладения произносительной стороной устной речи в подготовительном классе является постоянное использование стационарной звукоусиливающей аппаратуры как на индивидуальных занятиях, так и на всех общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях.

На этом этапе особо важное значение имеет речь учителя (воспитателя), которая служит учащимся образцом для подражания. Поэтому речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, с правильным членением фраз на смысловые синтагмы.

Основными разделами программы в подготовительном классе являются разделы «Слово» и «Фраза». Работа над словом предусматривает как точное его воспроизведение по образцу, так и приближенное, с использованием допустимых звуковых замен. Также ведется целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки и их сочетания. Эти умения закрепляются при произнесении слов и фраз.

Знакомство с интонационной стороной речи происходит по подражанию речи учителя.

Значительная часть звуков и их сочетаний может усваиваться учащимися на основе слухо-зрительного и слухового подражания речи учителя. Как правило, хорошо усваиваются звуки а, о, у, э, и, йа (я), йо (ё), йэ (е), йу (ю), м, н, п, т. Звуки ы, в, ф, к, х, л, з, ж, г, ч усваиваются после длительной тренировки. Усвоение звуков с, ш, р, б, д, ц, как правило, требует специальных индивидуальных занятий.

Все звуки, появившиеся в речи детей или вызванные в дошкольный период обучения, закрепляются. Кроме того, в программе подготовительного класса выделены звуки для целенаправленной работы по усвоению их правильного произнесения на основе подражания на слухо-зрительной и слуховой основе и с использованием специальных приемов: п, а, м, т, о, в, у, н, и, л, э, и, йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е), к, ф, х, с, ш, р, б, д.

В подготовительном классе допускается приближенное произношение с использованием допустимых замен еще не усвоенных звуков, включая замены: ш — с (лабиализованный звук с), р (фрикативный или р мягкий), л (полумягкий звук л).

Содержание программы

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Первая четверть

Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры и без нее в условиях ситуации знакомых по значению слов (мяч, пенал, карандаш и т. п.), словосочетаний и фраз, связанных с учебной деятельностью учащихся, типа Встань. Иди сюда. Повтори число ... . Подними руку.

Вторая четверть

Восприятие на слух в условиях ситуации и вне ее со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее знакомого по значению речевого материала: связанного с учебной деятельностью учащихся, типа Покажи яблоко (стакан, ...). Возьми мел. Возьми две палочки. Ученик рисует; обиходно-разговорного характера типа Как зовут твою маму? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?

Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры (для учащихся II и III степени тугоухости)и с индивидуальными слуховыми аппаратами (для учащихся II степени тугоухости) в условиях ситуации сначала знакомых, а затем незнакомых по содержанию текстов (из 3—4 коротких фраз, составленных из знакомых по значению слов) по темам: «Класс», «Школа», «В умывальной комнате».

Третья четверть

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (для учащихся I и II степени тугоухости) знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз): обиходно-разговорного характера типа Вчера шел снег. Сегодня дует холодный ветер. Какой сегодня день? связанного с учебной деятельностью учащихся, типа Дежурные раздают тетради. Убери ручку в пенал. Поставь цветок на окно.

Восприятие на слух незнакомых по содержанию текстов (из 4— 5 коротких фраз) в условиях ситуации (для учащихся II и III степени тугоухости) и вне ее (для учащихся I степени тугоухости) по темам: «Елка», «Зима», «Столовая», «В классе».

Четвертая четверть

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов знакомых по значению слов, словосочетаний, небольших фраз, связанных с учебной деятельностью учащихся, типа Где лежат тетради? Ученик сидит в классе. Убери зеленый карандаш в пенал. Считай от одного до пяти.

Восприятие на слух вне ситуации коротких незнакомых по содержанию текстов (из 5—6 фраз) по темам: «Весна», «День рождения», «Семья».



Содержание

Количество часов

I четверть

1

Учебные вещи

6

3

Наш класс.Мебель

3

4

В столовой.Мебель

3

6

В столовой .Посуда

6

7

Продукты питания

3

II четверть

2

В спальне. Мебель. Предметы личной гигиены

Текст «Класс»

3

3

Постельное белье. В умывальне

6

4

Одежда. В умывальне.

Текст «В умывальной комнате»

3

5

Одежда

3

6

Обувь

6

8

Семья

Текст «Школа»

3

III четверть

1

Игры детей

Текст «Ёлка»

3

3

2

Игрушки

3

3

Уход за личными вещами

Текст «Зима»

3

3

4

Предметы личной гигиены

3

5

Части тела.

Текст «Столовая»

3

3

6

Магазин

3

8

Геометрические фигуры

3

9

Село, где мы учимся.

Текст «В классе»

3

10

Весна

3

IV четверть

1

Весна.Наша Родина

Текст «Весна»

6

2

Фрукты. Текст «Игра»

3

3

Овоши, фрукты

Текст «День рождения»

6

3

4

Текст «Семья»

3




Учащиеся подготовительного класса к концу учебного года должны уметь:

воспринимать на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры (учащиеся III степени тугоухости) и с индивидуальными слуховыми аппаратами (учащиеся I, II степени тугоухости), а также без аппаратуры в условиях ситуации и вне ее знакомый по значению речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и связанный с учебной деятельностью учащихся типа Дай мяч. Сними аппарат. Как тебя зовут? Возьми книгу. Как зовут твою учительницу? Дай три кубика и т. п.;

воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 0,2—0,3 м (учащиеся с III степенью тугоухости), 0,5—0,7 м (учащиеся со II степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5 м (учащиеся с III степенью тугоухости);

воспринимать на слух с помощью стационарной аппаратуры незнакомые по содержанию тексты (из 3—4 простых предложений), содержание которых близко опыту учащихся.

I. Речевое дыхание

Произносить слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 4—5 слогов, например: я написал(-а), я решил(-а) — сопряженно с учителем и отраженно по подражанию.

II. Голос

Изменять силу голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию).

III. Звуки и их сочетания

Правильно произнозность в словах звуки речи и их сочетания: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э, звукосочетания йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, с, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).

Приближенно произносить слова, включающие еще не усвоенные звуки, используя допустимые звуковые замены, например: «тай» (дай), «сопака» (собака), «мошно» (можно), «колова» (голова), «яйсо» (яйцо), «рушка» (ручка), «шетка» (щетка), «мило» (мыло), «пать» (пять).

Дифференцированно произносить в слогах, словах и фразах звуки: а — о, а — э, о — у, э — и, и — у, а — я, о — ё, у — ю, э — е, м — п, н — т, т — л, л — н, с — ш, к — х, в — ф, п — б, т — д.

IV. Слово

Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра и силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно) и словесного ударения (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку) в двух-, трехсложных словах.

V. Фраза

Произносить слитно, на одном выдохе, фразы в 4—5 слогов в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно). Воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации (сопряженно и отраженно).











УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

А. Н. Пфафенродт, М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 1991

Т.К.Королевская, А.Н. Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», Москва, Владос, 2004

Е,К.Щербакова «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией»

Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Москва Владос 2001г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программма по РСВ и ФП для подготовительного класса

Автор: Гиляева Ольга Викторовна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181888


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства