Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
Максимальный эффект в коррекции речевых возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда в обучении применяются сказки. Чтение сказок, их сочинение, разыгрывание сказочных сюжетов повышает эффективность логопедической работы с детьми, формируют положительную мотивацию к занятиям. Занятия-сказки максимально ориентированы на потребность ребёнка в эмоциональном общении, в них дети одновременно авторы, участники и зрители происходящего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»
Уфимцева М.А.
МДОУ № 548, г. Екатеринбург
Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляция и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Все этапы коррекционной работы над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи II – III уровня, как правило, имеют длительный период. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, дошкольники с речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка - дошкольника с ТНР достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов. Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ТНР, мотивации на логопедических занятиях, в своей работе мы используем логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. При отборе сказок учитываются речевые, физиологические и психологические особенности детей группы. Нередко логопеду приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных и невербальных возможностей детей.
Занятие-сказка включает следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьёвой;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
- упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;
- кукольный (настольный) театр, игры драматизации.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы, варьируется от поставленных задач к занятию.
Этапы работы со сказкой:
Знакомство со сказкой. На данном этапе используются - картинный материал, фланелеграф.
Работа со сказкой (знакомство с героями, беседа по содержанию). Используются мягкие игрушки, картинный материал.
Пересказ сказки. Для наилучшего запоминания сюжетной линии – используются мнемотаблицы и схемы-модели (по методу мнемотехники, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» автор Т.В. Большёва. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает сказки (рассказы) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На таблице изображены нецветные символы, так как дети старшего возраста (для младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная).
Развитие творческих способностей у детей (театрализация (драматизация) сказки, как результативность проделанной работы с детьми). Разнообразие видов театра при работе с одной сказкой сохраняет заинтересованность детей в этом процессе деятельности. На каждое занятие с детьми используются различные виды театров: пальчиковый, настольный разных подвидов – резиновый, деревянный, матерчатый, вязаный, конусный, плоскостной, теневой.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Положительными результатами работы можно назвать следующее:
- процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной форме и без принуждения. Речь ребёнка становится значительно грамотнее, лексически обогащённой. Улучшается просодическая сторона речи: голос у детей становится более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
- использование занятий–сказок в логопедической работе с детьми помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.
- заинтересованность в положительном результате оптимизирует работу всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
Таким образом, сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда.
Список литературы
Борякова Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В.В., Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.