Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука Р»
Конспект подгруппового занятия ФФН
Тасбулатова З.Р.
Занятие №_____ Дата «____» _______________2017г
Класс ____ Группа ________________________
Тема: Развитие фонематического слуха . Автоматизация звука Р.
Цель: Автоматизировать звук Р в слогах, в словах.
Задачи:
Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
Образование существительных, обозначающие названия профессий;
Знать артикуляционные упражнения;
Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
Знать графический образ буквы Р;
Развивать фонематический слух
Развивать навыки звукового анализа и синтеза
Развивать целостное восприятие
Развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.
Упражнение «Чистим зубки»
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
Упражнение «Барабанщик»
1.Улыбнуться
2.Открыть рот
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
Упражнение «Маляр»
1.Губы в улыбке
2.Приоткрыть рот
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
3.Дыхательная гимнастика «Жук»
Дети стоят или сидят, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
- Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Соберите картинку, и вы узнаете, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).
- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.
5. Автоматизация звука.
1) в слогах
- Вот мы и в цирке. Как вы думаете, какие артисты работают в цирке? (Ответы детей)
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
- Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
- Я произнесу слог, а втеы его повтори, соответствующее цифре количество раз:
пра - 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
- Молодцы!
2) в словах
- На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
- Да.
- Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
- Как вы думаете, что делает клоун в цирке? (ответы детей ) Клоун смешит в цирке детей, вот и вас он тоже хочет рассмешить.
- Послушайте, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
6 Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
7. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
- Во время представления громко играет цирковой оркестр.
- Давайте посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назовите такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
- Молодцы! Правильно назвали инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
8. Динамическая пауза
- Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
9. Позиция звука в слове.
- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).
10. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
- Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
11. Мелкая моторика рук.
-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давайте фишками мозаики выложим букву Р.
12. Итог занятия.
- Пора возвращаться домой.
-Скажите, выступление каких артистов вам понравилось? Отвечайте, пожалуйста, полным ответом.
- А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).