Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
Одним из основных направлений в Приднестровье является здоровье школьников: каждому ученику – индивидуальный подход, уменьшая риски для здоровья в процессе обучения.
Школьным логопедам необходимо по максимуму сделать логопедические занятия привлекательными для младших школьников, провести коррекционную работу эффективно и не допустить переутомления детей. Чтобы справиться с этой задачей, логопеду необходимо соблюдать правила, которые сберегут здоровье школьникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Выступление
на ШМО учителей начальных классов
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
(Консультация для учителей начальных классов
2019 – 2020 уч.г.)
Подготовила:
учитель-логопед
МОУ ДСШ №2
Ерий Галина Тимофеевна
Государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе.
К «группе риска» относятся и дети с нарушениями речевого развития. Не устраненные вовремя дефекты устной речи могут отрицательно повлиять на полноценное формирование личности, а нарушения письменной речи заранее обрекают ребенка на роль неуспевающего ученика.
Одним из основных направлений в Приднестровье является здоровье школьников: каждому ученику – индивидуальный подход, уменьшая риски для здоровья в процессе обучения.
Младшим школьникам с нарушениями речи просто необходима коррекционная помощь для сохранения их психического здоровья, преодоления школьной дезадаптации.
В логопедической практике накоплено достаточно эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но общему оздоровлению детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие методы и приёмы оптимизируют процесс коррекции речи детей, делают его интереснее и разнообразнее.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
Улучшение памяти, внимания, мышления;
Повышение способности к правильному контролю;
Улучшение общего эмоционального состояния;
Повышает работоспособность, уверенность в себе;
Стимулируются двигательные функции;
Снижается утомляемость;
Улучшаются пространственные представления;
Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
Стимулируется речевая функция;
Улучшается соматическое состояние.
Чтобы справиться с этой задачей, логопеду надо соблюдать несколько правил:
1. Позитив и доброжелательность.Тёплый психологический климат на занятиях поможет ребенку почувствовать себя уверенно, максимально проявить свои возможности. Очень гармонизирует обстановку ненавязчивый музыкальный фон перед началом занятия, своеобразная музыкотерапия.
В начале занятия можно провести 2-3 минутную разминку, небольшую игру, использовать сюрпризный момент. Например, на доску вывешивается яркий конверт, который открывается только в конце занятия. В конверте «СЮРПРИЗ» – наклейки, игра, творческое задание и прочее.
2. Дифференцированный подход. Рекомендуется использовать дифференцированные по уровню сложности задания, индивидуальные карточки, чтобы у каждого ребенка была возможность показать положительную динамику.
3. Обучаем посредством игры. Дидактические игры, логопедическое лото, кроссворды, загадки, ребусы, ролевые игры, игры-театрализации делают занятия разнообразными, увлекательными и не утомительными для детей. «Ребёнок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».
4. Меняем виды деятельности. Однообразие очень утомляет. Но и частая смена видов деятельности также приводит к утомлению, так как ребенок вынужден постоянно переключаться. Поэтому, все в разумных пределах, 4-5 различных видов деятельности за занятие – вполне реально.
5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Мимическая гимнастика и психогимнастика
Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в мышцах.
С психологического ракурса-помогают снять тревогу,сосредоточиться перед письменной работой.
На этапе адаптации детей используется психогимнастика.
Детям предлагаются различные игры, этюды, в основе которых лежит двигательная экспрессия. Необходимо выразить какой-либо образ, наполнив его эмоциональным содержанием. В процессе работы сокращается эмоциональная дистанция между детьми, возникает чувство безопасноси.
6. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)
- улучшает подвижность артикуляционных органов;
- укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшает напряжённость артикуляционных органов
7. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно со II в. до н. э.
Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь, т.к. движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга.
Пальчиковые игры- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
8. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
«Биоэнергопластика» является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия- сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика- пластичное, гибкое движение.
9. САМОМАССАЖ РУК
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Если пальчики грустят – Доброты они хотят. Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. Наши пальцы пожалеем- теплотой своей согреем. К себе ладошки мы прижмём, Гладить ласково начнем. Пусть обнимутся ладошки. Поиграют пусть немножко. Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.
10. СУ- ДЖОК ТЕРАПИЯ
это последнее достижение восточной медицины
один из известных общеоздоровительных методов пальчиковых рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему является эффективным средством воздействия на речевые зоны коры головного мозга. Особое место отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно,- на тыльной стороне руки.
«Колючий ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живешь!
11. КИНЕЗЕОЛОГИЯ
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.
УПРАЖНЕНИЕ С ПЕДАГОГАМИ 1. «Кулак-ребро-ладонь»
Ладошки вверх, Ладошки вниз,
А теперь их на бочок – И зажали в кулачок.
2. Зеркальное рисование
12. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.
Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
Упражнения: сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Обязательно проводим ФИЗМИНУТКИ.
Даже при соблюдении вышеперечисленных условий в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Логопед может использовать короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий.
И конечно же немаловажную роль в сдоровьесбережении детей должны оказывать и быть помощниками-родители.
Гиппократу приписывают изречение: «Нас трое – болезнь, больной и врач. Если больной объединяется с врачом, вдвоем они одолеют болезнь. Если больной объединяется с болезнью, врачу не справиться с двумя». Обязательно надо добиться того, чтобы родители стали единомышленниками и соратниками и логопеда и учителя в работе по устранению нарушений речи и сохранению здоровья. Младший школьник еще не может осознать необходимость и важность логопедических занятий, поэтом решительный настрой родителей, их совместная работа с логопедом помогут быстрее и эффективнее справиться с речевыми проблемами.
ИТОГ – ЗАНЯТИЕ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА ДОЛЖНО БЫТЬ ДОБРЫМ.