kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных направлений в Приднестровье является здоровье школьников: каждому ученику – индивидуальный подход, уменьшая риски для здоровья в процессе обучения.

Школьным логопедам необходимо по максимуму  сделать логопедические занятия привлекательными для младших школьников,  провести коррекционную работу эффективно и не допустить переутомления детей. Чтобы справиться с этой задачей, логопеду необходимо соблюдать правила, которые сберегут здоровье школьникам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»














Выступление

на ШМО учителей начальных классов


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

(Консультация для учителей начальных классов

2019 – 2020 уч.г.)




Подготовила:

учитель-логопед

МОУ ДСШ №2

Ерий Галина Тимофеевна




















Государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе.

К «группе риска»  относятся и  дети с нарушениями речевого развития.   Не устраненные вовремя  дефекты устной речи могут  отрицательно повлиять на полноценное формирование личности, а нарушения письменной речи  заранее обрекают ребенка на роль неуспевающего ученика. 

Одним из основных направлений в Приднестровье является здоровье школьников: каждому ученику – индивидуальный подход, уменьшая риски для здоровья в процессе обучения.

Младшим школьникам с нарушениями речи просто необходима коррекционная помощь для сохранения их психического здоровья, преодоления школьной дезадаптации.  

В логопедической практике накоплено достаточно эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но общему оздоровлению детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие методы и приёмы оптимизируют процесс коррекции речи детей, делают его интереснее и разнообразнее.


Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • Улучшение памяти, внимания, мышления;

  • Повышение способности к правильному контролю;

  • Улучшение общего эмоционального состояния;

  • Повышает работоспособность, уверенность в себе;

  • Стимулируются двигательные функции;

  • Снижается утомляемость;

  • Улучшаются пространственные представления;

  • Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

  • Стимулируется речевая функция;

  • Улучшается соматическое состояние.


Чтобы справиться с этой задачей, логопеду надо соблюдать несколько правил:

1. Позитив и доброжелательность.  Тёплый психологический климат на занятиях поможет ребенку почувствовать себя уверенно, максимально проявить свои возможности.  Очень гармонизирует обстановку ненавязчивый музыкальный фон перед началом занятия, своеобразная музыкотерапия.

В начале занятия можно провести 2-3 минутную разминку, небольшую игру, использовать сюрпризный момент. Например, на доску вывешивается яркий конверт, который открывается только в конце занятия.  В конверте «СЮРПРИЗ» – наклейки, игра, творческое задание и прочее. 

2. Дифференцированный подход.  Рекомендуется использовать дифференцированные по уровню сложности задания, индивидуальные карточки, чтобы у каждого ребенка была возможность показать положительную динамику. 

3. Обучаем посредством игры.  Дидактические игры,  логопедическое лото, кроссворды, загадки, ребусы, ролевые игры,  игры-театрализации делают занятия разнообразными, увлекательными и не утомительными для детей. «Ребёнок не устает от работы, которая отвечает его функциональным    жизненным потребностям».

4. Меняем виды деятельности. Однообразие очень утомляет. Но и частая смена видов деятельности также приводит к утомлению, так как ребенок вынужден постоянно переключаться. Поэтому, все в разумных пределах, 4-5 различных видов деятельности за занятие – вполне реально.


5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

  • Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Мимическая гимнастика и психогимнастика

Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в мышцах.

С психологического ракурса-помогают снять тревогу,сосредоточиться перед письменной работой.

На этапе адаптации детей используется психогимнастика.

Детям предлагаются различные игры, этюды, в основе которых лежит двигательная экспрессия. Необходимо выразить какой-либо образ, наполнив его эмоциональным содержанием. В процессе работы сокращается эмоциональная дистанция между детьми, возникает чувство безопасноси.


6. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  •  - улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

  • - улучшает подвижность артикуляционных органов;

  • - укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк; 

  • - уменьшает напряжённость артикуляционных органов


7. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно со II в. до н. э.

Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь, т.к. движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга.

Пальчиковые игры- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

  • Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.


8. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

«Биоэнергопластика» является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия- сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика- пластичное, гибкое движение.

9. САМОМАССАЖ РУК

  • Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Если пальчики грустят – Доброты они хотят.
Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем- теплотой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмём, Гладить ласково начнем.
Пусть обнимутся ладошки. Поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.


10. СУ- ДЖОК ТЕРАПИЯ

это последнее достижение восточной медицины

один из известных общеоздоровительных методов пальчиковых рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему является эффективным средством воздействия на речевые зоны коры головного мозга. Особое место отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно,- на тыльной стороне руки.

«Колючий ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.

По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да.

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живешь!


11. КИНЕЗЕОЛОГИЯ

  •  Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

  • Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

  • Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.


УПРАЖНЕНИЕ С ПЕДАГОГАМИ
1. «Кулак-ребро-ладонь»

Ладошки вверх, Ладошки вниз,

А теперь их на бочок – И зажали в кулачок.

2. Зеркальное рисование


12. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ


  • Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.

  • Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

  • Упражнения: сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.


  1. Обязательно проводим ФИЗМИНУТКИ.

Даже при соблюдении вышеперечисленных условий  в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Логопед может использовать короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий.


И конечно же немаловажную роль в сдоровьесбережении детей должны оказывать и быть помощниками-родители. 

Гиппократу приписывают изречение: «Нас трое – болезнь, больной и врач. Если больной объединяется с врачом, вдвоем они одолеют болезнь. Если больной объединяется с болезнью, врачу не справиться с двумя». Обязательно надо добиться того, чтобы родители стали единомышленниками и соратниками и логопеда и учителя в работе по устранению нарушений речи и сохранению здоровья. Младший школьник еще не может осознать необходимость и важность логопедических занятий, поэтом решительный настрой  родителей, их совместная работа с логопедом помогут быстрее и эффективнее справиться с речевыми проблемами.


ИТОГ – ЗАНЯТИЕ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА ДОЛЖНО БЫТЬ ДОБРЫМ.


  • Обязательное условие – передача положительных эмоций.

  • Положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще

лучше.

Спасибо за внимание!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Автор: Ерий Галина Тимофеевна

Дата: 12.05.2020

Номер свидетельства: 549471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике""
    ["seo_title"] => string(61) "zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_v_logopedicheskoi_praktike"
    ["file_id"] => string(6) "538454"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1580864562"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» "
    ["seo_title"] => string(107) "nietraditsionnyie-mietodiki-i-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "145342"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418901228"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация"Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе""
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-loghopiedichieskoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "254373"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447756278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Представление опыта работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно–логопедическом процессе""
    ["seo_title"] => string(80) "priedstavlieniie_opyta_raboty_na_tiemu_primienieniie_zdorov_iesbierieghaiushchik"
    ["file_id"] => string(6) "440123"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511340582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация "Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда""
    ["seo_title"] => string(68) "prezentatsiia_zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_v_praktike_logopeda"
    ["file_id"] => string(6) "657232"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1728195708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства