kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие в рамках внеурочной деятельности. Речь педагога - важнейший инструмент коммуникации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методразработка через примеры наиболее популярных упражнений раскрывает основные составляющие эффективной коммуникации: чёткая дикция, оптимальный темп речи, хорошая сила голоса, приятный тембр голоса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие в рамках внеурочной деятельности. Речь педагога - важнейший инструмент коммуникации»

Методическая разработка


Занятие в рамках внеурочной деятельности

(занятие-лекция для учителей общеобразовательных учреждений)



Речь педагога -

важнейший инструмент коммуникации







Учителя – логопеда МАОУ «СОШ№30 г. Йошкар-Олы»

Равчеевой М. В.






Йошкар-Ола

2020г.



Основная цель: Донести до слушателей необходимость развития речи педагога и учащихся как важнейшего инструмента коммуникации, показать конкретные приёмы и упражнения, направленные на развитие основных составляющих правильной и чёткой речи педагога

Задачи:

  • Раскрыть слушателям основные составляющие эффективной коммуникации: чёткая дикция, оптимальный темп речи, хорошая сила голоса, приятный тембр голоса

  • Показать слушателям комплекс артикуляционных упражнений, способствующих развитию чёткой дикции

  • Информировать слушателей об особенностях различных темпов речи

  • Познакомить слушателей с основными правилами, формирующими оптимальный темп речи

  • Совместно со слушателями выполнить упражнения, направленные на выработку силы голоса и красивого тембра голоса


Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

Джон Леббок (1834-1913) английский естествоиспытатель и литератор


Для успешного донесения и восприятия информации любой категорией слушателей очень важно установить эффективную коммуникацию между выступающим (педагогом) и слушателями (учениками). Для этой цели нужны следующие составляющие речи выступающего (педагога):

  • Чёткая дикция

  • Оптимальный темп речи

  • Хорошая сила голоса

  • Приятный тембр голоса

  • Правильная постановка смыслового ударения

Дикция – освоение чёткого произношения звуков и звукосочетаний.
Нечёткая дикция воспринимается как низкая культура, неуважение к собеседнику и, как следствие, - неэффективная коммуникация.

Для развития дикции используется комплекс артикуляционных упражнений:

  • Для развития подвижности губ (при слабой подвижности губ – речь надменная, бездушная, энергия не направлена на собеседника)

  • Для развития подвижности языка (при слабой подвижности языка – речь невнятная – « каша во рту»)

  • Для развития подвижности нижней челюсти (при слабой подвижности нижней челюсти – речь неуверенная, отсутствует объёмность звучания)

Существуют артикуляционные упражнения, направленные на выработку подвижности губ, языка, нижней челюсти. Вот пример наиболее эффективных:

Артикуляционные упражнения

1. Губы

  • Круговые вращения губами

  • Поочерёдное опускание и поднимание нижней и верхней губы

  • «Трубочка» - «Улыбка»

  • Заворот губ внутрь - наружу

  1. Язык

    • Круговые движения языка между губами и зубами

    • «Иголочка» - «Блинчик»; «Качели»

    • «Футбол», «Чашечка», «Трубочка», «Лошадка», «Расчёска», «Маляр»…

  1. Нижняя челюсть

    • Медленное опускание и подъём нижней челюсти

    • Круговые движения челюстью

Для эффективной коммуникации важен оптимальный темп речи.

Темп речи (скорость речи) – наш психологический портрет.

  1. Торопливый темп передаёт нервозность или испуг, отношение к информации у слушателей, как к мусору.

  2. Вялый темп создаёт впечатление тугодума, скучного и тяжёлого, показывает на неуважительное отношение к слушателям.

  3. Возбуждённый темп передаёт искусственную, монотонно истеричную речь выступающего; хотя выступающему кажется , что его речь очень эмоциональна, но это ложное представление.

  4. Неуверенный темп показывает на робость перед публикой, создаётся впечатление потерянной мысли, выступающий выглядит жалко.

  5. Правильный темп – спокойный присутствует у уверенного в себе выступающего, хорошо владеющего техникой речи и прекрасно осведомлённого в своём вопросе

Существуют правила, которые формируют оптимальный темп речи
во время выступления:

  1. Спокойный и позитивный настрой.

  2. Замедление на ключевых моментах речи – залог комфорта слушателя.

  3. Ускорение речи на дополнениях, уточнениях.

  4. Произнесение примерно 70-100 слов в мин.

Замечено, что в среднем человек произносит 130 -150 слов в мин., а скорость улавливания органом слуха информации составляет лишь 70 – 80 слов в мин.

Главное правило выступающего - текст выступления произносить всегда на выдохе, используя нижнерёберное (диафрагмальное) глубокое дыхание.

Одной из составляющих эффективной коммуникации является достаточный уровень развития силы голоса, в этом могут помочь специальные упражнения.

Упражнения для выработки силы голоса

  • Вдох носом, тёплый выдох ртом (постепенно увеличивая длину выдоха)

  • «Собачка» (дышим как собачка с высунутым языком, руки на диафрагме, при этом живот будет прыгать)

  • Прослушивание собственного голоса (вдох носом, а на выдохе поочерёдно произносить гласные звуки : о, а, э, у, ы, и –пример: ООООООООО)

  • «Счёт» (делаем глубокий вдох и произносим на выдохе числительные:661, 662, 663, 664, 665, 666, 667, и так сколько можем, постепенно увеличивая их количество, однако нужно, чтобы воздух чуть-чуть оставался в лёгких, не произносить на последнем издыхании)

  • «Ударный слог» (делать ударение на первый слог , затем на последний слог: ба/ бо бу бэ би, затем ба бо бу бэ би/

  • Протяжное произнесение последнего слога в цепочке слогов

  • (ра ра ра ра рааааааа, ро ро ро ро роооооо)

  • «Снежный ком» (резко и громко произносим гласный, как бы кидаем в стену ком снега, помогаем себе кулаком А, резко О, резко У…)

К важной составляющей эффективной коммуникации относится тембр голоса.

Тембр голоса (окраска голоса) зависит от высоты голоса.

Существует три диапазона высоты голоса (отвечают за разные речевые ситуации)

  1. Верхний - отвечает за яркие, но неглубокие эмоции и за далёкие расстояния, часто используется во время ссоры

  2. Средний - отвечает за доверительные отношения, «отношения круглого стола», готовность к диалогу

  3. Нижний – отвечает за проявление глубоких чувств, чуть жёсче –требует бесприкословного подчинения, чуть мягче – интимный разговор.

Красивый голос - низкий незажатый голос при неспешной речи, вызывающей доверие у слушателей.

Упражнения для выработки красивого тембра голоса

  • «Полоскание горла» (Как будто полощем горло, но без воды, включаем голос со звуком –аааааа, затем - рррррр)

  • «Детская машинка» (Произносим - бррр и напеваем какую–нибудь мелодию, напоминает игру на детской машинке, имитируя звук двигателя)

  • «Тарзан» (Произносим звук -мммммм так, что становится щекотно губам и на второй раз во время произнесения стучим кулачками по грудной клетке. Затем тоже проделываем со звуком –нннннн)

  • Произношение слогов с разным ритмом (Как будто на разную мелодию произносим слоги: би – би би – би –би би –би или бо бо бо - бо бо …)

  • «Разброс звуков по столбу» ( Как бы разбрасываем гласные по столбу верх, середина, низ; произносим высоко-низко, затем тоже со слогами: да, до, ду)

  • «Зевание» (Зеваем с открытым ртом с голосом и с закрытым ртом молча)

  • «Американские горки» (Произнесение звука - рррррр, начиная с самого нижнего и подниматься на высокое произнесение, затем опять опускаться на нижнее. Важно начать и закончить низким звуком)

  • Чтение текста с зажатыми губами и зубами

Важно отметить, что существуют и технические способы оказывающие положительное влияние на голос:

  • Стакан горячей воды

  • Тёплое молоко со сливочным маслом

  • Щепотка соли на кончике языка

  • Столовая ложка коньяка

  • Отслеживание собственного голоса по диктофону

  • Регулярные занятия физкультурой

Для эффективной коммуникации также важна правильная постановка смыслового ударения.

Таким образом, с целью успешной подачи и осознанного понимания информации любой категорией слушателей необходима установка эффективной коммуникации между выступающим (педагогом) и слушателями (учениками).

«Для эффективной коммуникации нужно осознать, что все мы по-разному воспринимаем мир и использовать это понимание, как руководство к общению с другими».

Энтони Роббинс

америанский писатель, оратор




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Равчеева Марина Викторовна

Дата: 10.04.2020

Номер свидетельства: 545986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Формирования межкультурной коммуникации в образовательном процессе и внеурочной деятельности через использование ИКТ технологий и Интернет-ресурсов. "
    ["seo_title"] => string(170) "formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-i-intierniet-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "118549"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413186382"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства