Занятие в рамках внеурочной деятельности. Речь педагога - важнейший инструмент коммуникации
Занятие в рамках внеурочной деятельности. Речь педагога - важнейший инструмент коммуникации
Представленная методразработка через примеры наиболее популярных упражнений раскрывает основные составляющие эффективной коммуникации: чёткая дикция, оптимальный темп речи, хорошая сила голоса, приятный тембр голоса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие в рамках внеурочной деятельности. Речь педагога - важнейший инструмент коммуникации»
Методическая разработка
Занятие в рамках внеурочной деятельности
(занятие-лекция для учителей общеобразовательных учреждений)
Речь педагога -
важнейший инструмент коммуникации
Учителя – логопеда МАОУ «СОШ№30 г. Йошкар-Олы»
Равчеевой М. В.
Йошкар-Ола
2020г.
Основная цель: Донести до слушателей необходимость развития речи педагога и учащихся как важнейшего инструмента коммуникации, показать конкретные приёмы и упражнения, направленные на развитие основных составляющих правильной и чёткой речи педагога
Задачи:
Раскрыть слушателям основные составляющие эффективной коммуникации: чёткая дикция, оптимальный темп речи, хорошая сила голоса, приятный тембр голоса
Показать слушателям комплекс артикуляционных упражнений, способствующих развитию чёткой дикции
Информировать слушателей об особенностях различных темпов речи
Познакомить слушателей с основными правилами, формирующими оптимальный темп речи
Совместно со слушателями выполнить упражнения, направленные на выработку силы голоса и красивого тембра голоса
Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
Джон Леббок (1834-1913) английский естествоиспытатель и литератор
Для успешного донесения и восприятия информации любой категорией слушателей очень важно установить эффективную коммуникацию между выступающим (педагогом) и слушателями (учениками). Для этой цели нужны следующие составляющие речи выступающего (педагога):
Чёткая дикция
Оптимальный темп речи
Хорошая сила голоса
Приятный тембр голоса
Правильная постановка смыслового ударения
Дикция – освоение чёткого произношения звуков и звукосочетаний. Нечёткая дикциявоспринимается как низкая культура, неуважение к собеседнику и, как следствие, - неэффективная коммуникация.
Для развития дикции используется комплекс артикуляционных упражнений:
Для развития подвижности губ (при слабой подвижности губ – речь надменная, бездушная, энергия не направлена на собеседника)
Для развития подвижности языка (при слабой подвижности языка – речь невнятная – « каша во рту»)
Для развития подвижности нижней челюсти (при слабой подвижности нижней челюсти – речь неуверенная, отсутствует объёмность звучания)
Существуют артикуляционные упражнения, направленные на выработку подвижности губ, языка, нижней челюсти. Вот пример наиболее эффективных:
Артикуляционные упражнения
1. Губы
Круговые вращения губами
Поочерёдное опускание и поднимание нижней и верхней губы
Для эффективной коммуникации важен оптимальный темп речи.
Темп речи (скорость речи) – наш психологический портрет.
Торопливый темп передаёт нервозность или испуг, отношение к информации у слушателей, как к мусору.
Вялый темп создаёт впечатление тугодума, скучного и тяжёлого, показывает на неуважительное отношение к слушателям.
Возбуждённый темп передаёт искусственную, монотонно истеричную речь выступающего; хотя выступающему кажется , что его речь очень эмоциональна, но это ложное представление.
Неуверенный темп показывает на робость перед публикой, создаётся впечатление потерянной мысли, выступающий выглядит жалко.
Правильный темп – спокойный присутствует у уверенного в себе выступающего, хорошо владеющего техникой речи и прекрасно осведомлённого в своём вопросе
Существуютправила, которые формируют оптимальный темп речи во время выступления:
Спокойный и позитивный настрой.
Замедление на ключевых моментах речи – залог комфорта слушателя.
Ускорение речи на дополнениях, уточнениях.
Произнесение примерно 70-100 слов в мин.
Замечено, что в среднем человек произносит 130 -150 слов в мин., а скорость улавливания органом слуха информации составляет лишь 70 – 80 слов в мин.
Главное правило выступающего - текст выступления произносить всегда на выдохе, используя нижнерёберное (диафрагмальное) глубокое дыхание.
Одной из составляющих эффективной коммуникации является достаточный уровень развития силы голоса, в этом могут помочь специальные упражнения.
Упражнения для выработкисилы голоса
Вдох носом, тёплый выдох ртом (постепенно увеличивая длину выдоха)
«Собачка» (дышим как собачка с высунутым языком, руки на диафрагме, при этом живот будет прыгать)
Прослушивание собственного голоса (вдох носом, а на выдохе поочерёдно произносить гласные звуки : о, а, э, у, ы, и –пример: ООООООООО)
«Счёт» (делаем глубокий вдох и произносим на выдохе числительные:661, 662, 663, 664, 665, 666, 667, и так сколько можем, постепенно увеличивая их количество, однако нужно, чтобы воздух чуть-чуть оставался в лёгких, не произносить на последнем издыхании)
«Ударный слог» (делать ударение на первый слог , затем на последний слог: ба/ бо бу бэ би, затем ба бо бу бэ би/
Протяжное произнесение последнего слога в цепочке слогов
(ра ра ра ра рааааааа, ро ро ро ро роооооо)
«Снежный ком» (резко и громко произносим гласный, как бы кидаем в стену ком снега, помогаем себе кулаком А, резко О, резко У…)
К важной составляющей эффективной коммуникации относится тембр голоса.
Тембрголоса (окраска голоса) зависит от высоты голоса.
Существуеттри диапазона высоты голоса (отвечают за разные речевые ситуации)
Верхний - отвечает за яркие, но неглубокие эмоции и за далёкие расстояния, часто используется во время ссоры
Средний - отвечает за доверительные отношения, «отношения круглого стола», готовность к диалогу
Нижний – отвечает за проявление глубоких чувств, чуть жёсче –требует бесприкословного подчинения, чуть мягче – интимный разговор.
Красивый голос - низкий незажатый голос при неспешной речи, вызывающей доверие у слушателей.
Упражнения для выработки красивого тембра голоса
«Полоскание горла» (Как будто полощем горло, но без воды, включаем голос со звуком –аааааа, затем - рррррр)
«Детская машинка» (Произносим - бррр и напеваем какую–нибудь мелодию, напоминает игру на детской машинке, имитируя звук двигателя)
«Тарзан» (Произносим звук -мммммм так, что становится щекотно губам и на второй раз во время произнесения стучим кулачками по грудной клетке. Затем тоже проделываем со звуком –нннннн)
Произношение слогов с разным ритмом (Как будто на разную мелодию произносим слоги: би – би би – би –би би –би или бо бо бо - бо бо …)
«Разброс звуков по столбу» ( Как бы разбрасываем гласные по столбу верх, середина, низ; произносим высоко-низко, затем тоже со слогами: да, до, ду)
«Зевание» (Зеваем с открытым ртом с голосом и с закрытым ртом молча)
«Американские горки» (Произнесение звука - рррррр, начиная с самого нижнего и подниматься на высокое произнесение, затем опять опускаться на нижнее. Важно начать и закончить низким звуком)
Чтение текста с зажатыми губами и зубами
Важно отметить, что существуют и технические способы оказывающие положительное влияние на голос:
Стакан горячей воды
Тёплое молоко со сливочным маслом
Щепотка соли на кончике языка
Столовая ложка коньяка
Отслеживание собственного голоса по диктофону
Регулярные занятия физкультурой
Для эффективной коммуникации также важна правильная постановка смыслового ударения.
Таким образом, с целью успешной подачи и осознанного понимания информации любой категорией слушателей необходима установка эффективной коммуникации между выступающим (педагогом) и слушателями (учениками).
«Для эффективной коммуникации нужно осознать, что все мы по-разному воспринимаем мир и использовать это понимание, как руководство к общению с другими».