учитель-логопед первой квалификационной категории,
МБДОУ «Теремок»,
г. Заинск
Сценарий логопедического занятия по фольклору в подготовительной группе с детьми с нарушениями речи
Тема: «История рукотворной русской народной куклы»
Цель: продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, с рукотворной русской народной куклой.
Задачи.
Коррекционно-развивающие.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре России, к русскому декоративно – прикладному искусству. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление). Закрепить подбор слов – предметов, слов – действий с заданным звуком. Развивать фонематический слух. Развивать интонационные стороны речи, тембра и силы голоса.
Коррекционно-образовательные.
Познакомить детей с историей создания рукотворной русской народной куклы, со способом ее изготовления.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров.
Словарная работа: рукотворная русская народная кукла, Маша, сарафан, платок, фартук, веселая, нарядная, красивая.
Предварительная работа: Знакомство с русским народным творчеством: чтение художественной литературы, дидактические игры.
Ход занятия
Логопед:
Здравствуйте, ребята!
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
И красива и мила
Кто же это……(кукла).
Ответы детей.
Логопед:
– Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали – это русская кукла. (Слайд.) И она пришла к нам в гости. Посмотрите, какая кукла?
Ответы детей (яркая, нарядная, красивая …).
- Сегодня она нам расскажет о себе.
– Как вы думаете, ребята, давно ли появилась русская, народная кукла?
Ответы и предположения детей.
Логопед:
– Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки.
Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол.
Выбрасывать таких кукол считалось делом плохим. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.
Логопед:
– Ребята, а как мы назовем нашу куклу?
Ответы и предположения детей.
- А как будет ласково звучать имя Маша?
Ответы детей:Машечка, Машенька, Машуля.
Логопед:
– Молодцы, ребята, а как вы думаете, из чего делают народную куклу?
Ответы и предположения детей.
Логопед:
– Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.
В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье.
Логопед:
- Ребята, у куклы есть для вас задания.
Задание 1. Пословицы и поговорки о труде
- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.
- Я начну, а вы продолжите пословицы о труде.
Без труда не вытащишь …. (и рыбку из пруда). // Делу – время, …… (потехе – час). // Терпенье и труд … (все перетрут). // Сделал дело – … (гуляй смело). // Хозяин тот, … (кто трудится).
Ответы детей.
Задание 2. Рассказать скороговорку (темп речи – быстрый, медленный)
Наша Маша маленькая,
На ней платье аленькое,
Яркие сережки,
В бусинках сапожки.
Логопед:
– Ребята, куклы очень веселые, они любят играть, плясать. Давайте сейчас и мы с вами поиграем.
Физкультминутка
«Золотые ворота» (Слайд.)
Задание 3. Рассказать стихи о куклах
Задание 4. Сочинить чистоговорку
Логопед:
- С какого звука начинается слово кукла?
Ответ ребенка: - Слово кукла начинается со звука [К].
- Сколько слогов в слове кукла?
Ответ ребенка: -Два.
- Какой последний слог?
Ответ ребенка: - Ла.
Детям предлагается подобрать слово-действие, с заданным слогом:
Ла-ла-ла –что кукла сделала
Ла-ла-ла – пирогов напекла
Ла-ла-ла – подружек угощала
Ла-ла-ла- всем раздавала
Ла-ла-ла-чисто посуду мыла
Ла-ла-ла- а затем заснула.
Ответы детей.
Задание 5. Составление рассказа по мнемотаблице (Слайд.)
Логопед:
- Молодцы ребята, вы все с заданиями справились. Кукла осталась довольна.