Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста»
Работа с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
Логопедический проект
Одним из важнейших направлений деятельности учителя-логопеда в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие – достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка. Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Принципы реализации проекта
добровольности;
значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
вариативности форм и методов;
научности; сотрудничества;
постоянства обратной связи;
открытости
конфиденциальности.
Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
разработать комплекс мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Говоруша»;
создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».
Реализация проекта предполагает работу по III этапам.
I этап подготовительный (информационно-аналитический).
Мероприятия:
анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
сбор методических материалов к картотеке; разработка мероприятий.
II этап основной (практический).
Мероприятия:
Проведение комплекса мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Говоруша». Смотреть Приложение 4.
Представление картотеки: «Ваш домашний логопед»
Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 5.
Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
Создание информационно-методического стенда «Логопед советует» (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);
Ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 6).
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Говоруша».
Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов ДОУ и города.
Список литературы:
• Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
• Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.
• Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
• Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
• Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
• Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.
Приложение 1
«Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребенка?»
(анкета для родителей)
Уважаемые родители!
Детский сад проводит опрос, цель которого, помочь родителям оценить состояние речи своего ребенка. Ваши искренние и полные ответы позволят нам оказать именно ту помощь, в которой Вы и ваш ребенок больше всего нуждаетесь, дать вам полезные рекомендации.
Какие темы со специалистами (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог) детского сада Вы хотели бы обсудить? _______________________________________________________
Отметьте, консультации каких специалистов Вы хотели бы получить. Логопед, психолог, воспитатель, медицинский персонал.
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
«Оцените состояние речи Вашего ребенка»
Многие родители задаются вопросом: «Как говорит мой ребенок?» Данные параметры подобраны в соответствии с возрастными особенностями ребенка и рекомендованы лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее – помочь родителям понять, надо ли обращаться на консультацию к учителю-логопеду или нет.
Возраст
Активная речь
Понимание речи
4-5 лет
Обладает словарным запасом около 3000 слов
Знает свой адрес
Пользуется предложениями из 5-6 слов
Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
Считает до 10
Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п.
Понимает условное предложение со словом если.
Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.
6 лет
Обладает словарем около 4000 слов
Все звуки произносит правильно
Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
Пользуется сложными предложениями.
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.
Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
Приложение 3
Роль родителей в развитии речи детей»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В 5-6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.
На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? Все эти вопросы мы будем освещать на различных мероприятиях: индивидуальных консультациях, практикумах. Поэтому, если речевое развитие ребенка вам не безразлично, есть вопросы к логопеду - принимайте участие в предложенных мероприятиях.
«Советы логопеда»
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми он часто общается.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.
Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.
Приложение 4
Перспективный план
работы клуба для родителей
«Говоруша»
Сроки проведения
Тема, цель мероприятия
Содержание мероприятия
сентябрь
Тема: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития и нарушениями речи у детей 5-6 лет, содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях логопункта ДОУ.
Консультация: «Особенности речевого развития детей 6-7 лет».
Презентация: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста. Что такое логопункт?»
Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (учитель-логопед отвечает на вопросы родителей).
декабрь
Тема: «Как организовать занятие с ребенком по заданиям учителя-логопеда в домашних условиях».
Цель: познакомить родителей с правилами выполнения заданий, закрепить практически этапы работы над домашним занятием, представить картотеку «Ваш домашний логопед».
Консультация: «Правила выполнения домашних заданий». Памятка для родителей «Занимаясь с ребенком, помните…».
Семинар-практикум:
- «Дыхательная гимнастика – весело и полезно»;
- «Фитнес-тренировка для язычка» (комплексы артикуляционной гимнастики);
- «Такие разные звуки» (игры и упражнения для развития фонематического слуха);
Воспитательные: Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу.
Оборудование:
сладкие призы, грамоты, картинки на звук [р], [л], магнитная доска, магниты. Запись фонограммы песенки на стихи С.Михалкова «Песенка друзей».
Участники: дети старшей группы, ведущий - учитель-логопед, воспитатель-«Звукоешка», родители.
Ход утренника
Ведущая: - Здравствуйте, дорогие ребята!
Вбегает «Звукоешка»: - Всем пливет!
Ведущая: - Здравствуй, «Звукоешка».
«Звукоешка»: - Ой, у меня зазвонил телефон.Але, Звукоефка флушает. Плиглашаете на плаздник? (Удивленно) На День лождение звуков? Фпасибо мы плидем. (Печально). Лебята, звуки плигасили нас на свой день лождения. Я готов, пофли.
Ведущая: - Звукоешка, как же ты пойдешь на День рождение звуков, если сам не все звуки говоришь правильно? Звуки - обидятся!
«Звукоешка»: Да, подумаешь, мне и так холофо. (Обиженно) Фто вы фмеетесь.
Ведущая: - Ну, что ты «Звукоешка». Мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята целый год занимались на логопедических занятиях. Учились правильно слышать и произносить звуки, различать похожие звуки, учились чётко и понятно говорить. Сегодня мы вспомним, как это было, и научим «Звукоешку» тому, что умеем сами. Чтобы время не терять, мы отправимся к звукам на День рождение, а на веселых станциях будем играть. Итак, в путь!
Звучит отрывок записи «Песенка друзей».
Станция «Гимнастическая»
Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Гимнастическую» и сейчас будем выполнять гимнастику для наших губ и язычков.
«Заборчик»
«Хоботок»
«Чашечку»
«Трубочку»
«Часики»
«Кто дольше прорычит? Просвистит? Прошипит?»
Звучит отрывок записи «Песенка друзей».
Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция «Угадай-ка».
Станция «Угадай-ка».
Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Угадай-ка». Потренируем смекалку, сообразительность, ум.
ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! В дождь наденем мы ... (плащи)
ША! ША! ША! ША! ША! ША! Спеленали ... (малыша)
ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ - Волк не страшен лишь ... (ежу)
ЦА-ЦА-ЦА, ЦА-ЦА-ЦА - Птица вывела ... (птенца)
Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь.
Звучит отрывок записи «Песенка друзей».
Станция «Хлопушка - топотушка».
Ведущая: Нужно хлопнуть в ладошки, когда вы услышите слово со звуком [ш]; топнут ногой, когда услышите слово со звуком [ж]: ужи-уши, шарил-жарил, тужил-тушил, шалил-жалил.
Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [с], топнуть ногой на звук [ш]: со звуком [с]: крыса – крыша, шутки – сутки, уши – усы, мишка – миска.
«Звукоешка»: А можно, я тозе дам задание. Я буду читать пледложения, а вы внимательно слушайте – все ли слова я буду правильно говолить. Если какое-то слово я произнесу неплавильно, то вы должны исправить ошибку.
- Над цветком кружит и жужжит зук.
- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.
- В обед вся наша семья собирается за большим штолом.
- Перед обедом обязательно вымой луки.
Ведущая: Молодцы! Есть еще одно задание: определите, в названии каких картинок есть звук [р], а в каких звук [л]. Мы будем прикреплять картинки под соответствующими буквами на магнитную доску.
Ведущая показывает картинку - дети определяют.
Ведущая: - Мы отправляемся к следующей станции.
Звучит отрывок записи «Песенка друзей».
Станция «Ловкие пальчики».
Ведущая: Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков, повторяйте за мной движения пальчиками:
Пальцы – дружная семья, друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний, безымянный и последний -
Наш мизинец-малышок. Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять
И движенья выполнять.
Мы рога козы покажем, и рога оленя даже,
Мы про зайку не забудем, ушками водить мы будем.
Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить.
«Звукоешка»: Я тоже хочу поигрррать с ррребятами. Игра “Карлики - Великаны”. Встаньте в круг. Если я скажу: “Карлики”, то ребята приседают, а если я скажу: “Великаны”, то встают и поднимают руки.
Ведущая: - Мы отдохнули и отправляемся дальше. Впереди нас ждёт станция «Чистоговорок».
Звучит отрывок записи «Песенка друзей».
Станция «Чистоговорок».
Ведущая: - Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко, проговаривая звуки. «Звукоешка» будет внимательно слушать, кто произнесёт скороговорку лучше всех.
Са-са-са – вот летит оса.
За-за-за – бегает коза.
Ши-ши-ши – наши малыши.
Жа-жа-жа – иголки у ежа.
Чу-чу-чу – чаю я хочу.
Цо-цо-цо – на пальце кольцо.
Лы-лы-лы – мы ещё малы.
Ру-ру-ру – будем мы играть в игру.
Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь.
Звучит отрывок записи «Песенка друзей».
Станция – «Словарная».
Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Словарная».
Поиграем в игру «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
«Звукоешка»: Я тоже хочу поиграть с ребятами. Игра «Один - много»
(употребление множественного числа существительных): шарф -шарфы; шапка — ...; перчатка — ...; носок — .... Ну, это легко, а вот
«Посчитайте-ка» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две), одна елка, две елки, пять елок; один снегирь, два снегиря ... пять снегирей; одна сосулька, две сосульки ... пять сосулек.
Ведущая: - Молодцы, ребята! Слышу, что и ты «Звукоешка» произносишь звуки правильно. Теперь нам пора в путь.
Звучит отрывок записи «Песенка друзей».
«Звукоешка»: Вот мы и прибыли! Только как же мы без подаррков-то?
Ведущая: Наши ребята приготовили очень хорошие подарки своим звукам. Сейчас они расскажут свои самые любимые стихотворения.
Дети рассказывают стихотворения.
«Звукоешка»: Ой, как хорошо! Я тоже теперррь все звуки говорю прравильно, спасибо ребята! Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь.
Ведущая: Говорите правильно и красиво!
А теперь пора угощаться, мы ведь на День рождения звуков приехали!