Обучение учащегося ощущению положений органов артикуляции при произнесении звука Р
Логопед : дает словесный отчет, используя артикуляционный профиль.
Кончик языка поднят к альвеолам,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол.
губы открыты
зубы разомкнуты
на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха
звук – звонкий
Физминутка
Игра «Слушай и повтори»
На звук А – хлопнуть в ладоши,
На звук У – закрыть глаза ладонями
На звук И – топнуть.
Постановка звука Р в два этапа:
1 этап
Ставится фрикативный звук Р без вибрации от быстро произносимого звука Д без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам).
Звук должен произноситься с сильным напором воздуха.
2 этап
С силой произносится фрикативный звук. Одновременно с этим вводится под нижнюю поверхность передней части языка зонд и производятся быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.
Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук»
(произношу разные звуки, затем слова, ребенок должен услышать звук «р» или слово со звуком «р2» и хлопнуть в ладоши»
Развитие звукового анализа
Игра «Звуковая мозаика»
Перед ребенком жетоны – синие, зеленые.
Инструкция:
«Если слово оканчивается звуком Р, клади синий жетон. Если начинается со звука Р – зеленый