При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция акустической дисграфии.»
КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесением с буквой.
Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены и смешения букв на письме:
Лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю).
Звонкие-глухие согласные.
Соноры.
Свистящие – шипящие.
Аффрикаты, которые смешиваются между собой и составляющими их компонентами (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, с-ц, ч-ш,)
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ:
Развитие фонематического восприятия.
Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Определение положения звука по отношению к другим звукам.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
РАБОТА НАД СЛОГО-ЗВУКОВЫМ СОСТАВОМ
Звуковой состав слова.
Гласные и согласные звуки.
Гласные звуки.
Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов.
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных.
Слоговой анализ слова (по 13 классам слоговой структуры).
Слоговой синтез слова (по 13 классам слоговой структуры).
Образование гласных 2 ряда.
Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.
Мягкие согласные звуки.
Мягкие согласные звуки. Обозначение на письме гласными 2 ряда.
Мягкие согласные звуки. Обозначение на письме буквой Ь.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
2. ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ.
Обязательна работа над дифференциацией гласных 1 и 2 ряда, а также Ё-Ю, которые часто смешиваются на письме. Ученики смешивают не графический образ гласных (графемы), а их фонетическое звучание, не соотносят с твердостью и мягкостью согласных. По этой причине представляется нецелесообразным дифференцировать гласные в начальной позиции и после гласных. Нельзя обойти вниманием тему «Ь разделительный», в недостаточной степени сформировано слуховое восприятие, дети не чувствуют присутствие маленькой паузы перед гласными 2 ряда в словах с ь разделительным. Поэтому в работу над каждой парой гласных включаются задания на формирование умения слышать в слове мягкий согласный звук и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного 2 ряда и навыка правильного написания слов с ь разделительным.
1. Дифференциация А-Я.
2. Дифференциация О-Ё.
3. Дифференциация У-Ю.
4. Дифференциация Ы-И.
5. Дифференциация Э-Е.
6. Дифференциация Ё-Ю.
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ( смешиваемых по звонкости – глухости)
Причиной смешения согласных звуков является несформированность фонематических процессов. Сначала ведется работа над звонкими и глухими согласными. В работе опираемся на 1 – кинестетическое ощущение голосовых связок, 2 – на слуховое восприятие. Работаем над каждым звуком отдельно, затем над дифференциацией. Целесообразно начинать с таких звуков, при произнесении которых наиболее легко ощущается работа голосовых связок. Внимание на идентичность артикуляционного уклада и разницу в работе голосовых связок. Далее – работа на уровне слога - выработать умение услышать и выделить звуки в слогах и звукосочетаниях, а не механическое повторение слогов с этими звуками, слова, словосочетания, предложения и текста. Устная работа сочетается с письменной.
1. Звук С.
2. Звук З.
3. Звуки С-З.
4. Звук Ш.
5. Звук Ж.
6. Звуки Ш-Ж.
7. Звук Ф.
8. Звук В.
9. Звуки Ф-В.
10. Звук П.
11. Звук Б.
12. Звуки П-Б.
13. Звук Т.
14. Звук Д.
15. Звуки Т-Д.
16. Звук К.
17. Звук Г.
18. Звуки К-Г.
5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (смешиваемых по акустико-артикуляционным свойствам)
При работе над акустически сходными звуками опираемся на разницу в артикуляционном укладе и на слуховое восприятие.