- Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])
- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].
2. Развитие артикуляционной моторики.
- Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
-Развитие диафрагмального дыхания.
- А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
-Голосовые упражнения:
- Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
4. Акустико – артикуляционный образ звука.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
5. Развитие фонематического слуха.
- Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а]. Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)
6. Соотношение звука с буквой.
- Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.
7. Физминутка «Листочки».
- А теперь давайте превратимся в листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю тихо сели.
8. Автоматизация звука в слогах, словах.
- Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
- Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
- Звуковой анализ слова «МАК».
- Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.
- Определение места звука в слове.
9. Подведение итогов занятия.
- Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?