kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"как научить ребенка пересказывать учебный текст"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит родителей и педагогов с приемами-помогаторами, которые помогут детям  работать с учебными текстами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"как научить ребенка пересказывать учебный текст"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК











Практическое занятие:



«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ»





Подготовила:

учитель-логопед МБОУ СОШ №8

Чернова Татьяна Вячеславовна

















2023 год



Пересказ учебных текстов

Пришло время научиться работать с учебными текстами. ТЭО (техники эффективного обучения) для пересказа учебных текстов включают в себя следующие техники:

— «Гамбургер»;

— «Рыба»;

— «Паук-карта»;

— модель Фраера.

Основная задача этих органайзеров-помогаторов — помочь ребенку структурировать текст.

Наша главная задача — научить детей «препарировать» текст, анализировать его с помощью применения данных помогаторов.



Техника «ГАМБУРГЕР»

Эта техника как нельзя лучше подходит для пересказа параграфов учебника (но не книги целиком!). Как помогает «гамбургер»? Текст учебника — как гамбургер — имеет несколько слоев. Только в гамбургере это котлета и сыр, а в тексте — введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.

ВАЖНО: детям в 1–2 классе, скорее всего, данная техника не подойдет (для них отлично подойдет «паук-карта»), а начинаяс 3-го класса можно уже смело использовать ее при работе с текстами. Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.

1. Для верхнего слоя булочки напишите основную мысль, главную идею текста.

2. Заполните средние слои поддерживающими деталями (кетчуп — это интересные

детали, мясо — основное содержание текста, горчица — неприятная деталь, но без

нее текст будет пресным).

3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.

Картинка с «гамбургером» и инструкция по заполнению: gltl.ru/pmg

А теперь давайте на практике разберем применение данной техники. Для удобства

мы будем отрабатывать применение данных техник на примере одного интересного

текста.

ЯЩЕРИЦА ПИНОККИО

Ящерица Пиноккио, или по-нашему — Буратино, которая последние 50 лет считалась вымершей, вновь обнаружена исследователями в лесах Эквадора.

Потратив на поиски длинноносых ящериц около трех лет, команда, состоящая из исследователей и фотографов, обнаружила их на одном из девственных участков облачного леса на северо-западе страны.

Ящерица Пиноккио, или рогатый, или хоботный анолис (лат. Anolis proboscis) впервые была обнаружена в 1953 году, и именно тогда она получила прозвище «Пиноккио». Еще ее называют «рогатой ящерицей»за подвижный и длинный отросток — «рог» или «нос», который имеется исключительно у особей мужского пола.

Этот «нос» не является функциональным органом, его наличие характеризует хорошую генетику и здоровье самца. Исследователи до сих пор не установили, какимобразом этот удивительный орган может двигаться в разные стороны, так как точно известно, что в нем совершенно нет мышц. Возможно, одной из причин может быть гидростатическое давление.

Ящерицы Пиноккио являются обитателями влажных горных тропических лесов.

Благодаря своей форме и окраске они прекрасно маскируются в окружающей их среде.

Кроме того, эти ящерицы ведут ночной образ жизни. Поэтому совсем не удивительно,

что эти существа были обнаружены только в 1953 году.

Интересно, что с 1960 по 2005 год исследователям ни разу не удалось увидеть эту ящерицу в дикой природе. Все уже думали, что она вымерла. Однако уже в 2005 году рогатого анолиса удалось увидеть дважды. Одна из ящериц, которая относится к исключительно древесным видам, переходила дорогу в одном из пригородов Эквадора.

Нынешняя же встреча произошла в январе этого года и стала третьей по счету за прошедшие восемь лет. Экспедиция, в состав которой вошли биологи и фотографы, занималась описанием пресмыкающихся и земноводных, обитающих в регионе Миндо(Mindo) для одноименной книги «TheAmphibians and Reptiles of Mindo». Именно тогда, на третьем году исследований они и встретили ящерицу Пиноккио.



Как вы видите, данный текст насыщен фактами и цифрами и сильно отличается

от художественных, с которыми мы с вами работали в предыдущих разделах. Плотность материала зашкаливает: много событий, много фактов. Зато техника «Гамбургер» подходит отлично! Нам остается лишь научить ребенка, как подойти к тесту из позиции «а какой гамбургер получился бы из этого текста?». Первые 5–10 (а может и больше) «гамбургеров» вы делаете ВМЕСТЕ с ребенком, чтобы он понял принцип составления «гамбургера»,а затем он уже сам сможет применять эту технику.

Если у вас нет распечатанного помогатора «Гамбургер» (скачать его можно по ссыл-

ке: gltl.ru/pmg), то берите маркеры, лист бумаги и — поехали!

Заполняем детали пиктограммами либо словами (но слов не должно быть много!).

Первое, на что надо обращать внимание ребенка при чтении и разборе текста — это

незнакомые или непонятные слова. Все незнакомые и непонятные слова нужно найти и узнать их значение. Например, в нашем тексте про ящерицу первое слово — Эквадор. Объясните ребенку, что это не экватор, а государство, можете даже найти его на карте.

Верхняя часть булочки: главная мысль.

В нашем случае — команда исследователей и фотографов обнаружила ящерицу Пиноккио на северо-западе Эквадора.

Кетчуп: ящерица была обнаружена в 1953 году и имеет длинный нос, из-за которого и получила название Пиноккио. Как двигается этот нос — до сих пор неизвестно,в нем нет мышц, и он двигается предположительно из-за гидростатического давления.

Мясо: среда обитания — горные влажные тропические леса. Ящерица прекрасно маскируется: после первого появления ее видели еще 2 раза — одна переходила дорогу, вторая спала на дереве в горном лесу на высоте 1530 метров.

Горчица: с 1960 по 2005 год ее не видели.

Нижняя часть булочки: обнаружение ящерицы считается большим успехом, потому что на тот момент фотографы зафиксировали почти всех пресмыкающихся и земноводных этого региона, кроме нее. И после ее обнаружения все земноводные и пресмыкающиеся данной местности были зафиксированы.

После того, как вы разобрали текст таким образом, ваша задача — пересказать его, используя данную схему. Сделайте это вслух. Чтобы научиться «готовить гамбургер», нужно просто потренироваться на коротких текстах (из того же самого учебника по окружающему миру, например). По большому счету самое главное, что нужно при «приготовлении гамбургера» —это показать ребенку, что данная модель существует и дать ему шаблоны. А дальше — практика! Кому-то понадобится составить 5 «гамбургеров», кому-то — 20.

ВАЖНО: у каждого человека при развитии и усвоении новых навыков есть так называемая «точка невозврата» — точка, пройдя которую, даже если ты долгое время не будешь практиковаться, ты уже не разучишься. Это как езда на велосипеде: как только ты один раз проехал на нем, то даже если ты несколько лет не будешь ездить, ты все равно не разучишься это делать. Но в обучении до «точки невозврата» проходит порой довольно много времени, поэтому здесь очень важна «система маленьких шагов» (тренировок), которые не позволят ребенку скатиться вниз от уже достигнутого уровня овладения каким-либо навыком. Тренируйтесь с ребенком в «приготовлении гамбургеров» хотя бы 1–2 раза

в неделю, разбирая тексты на разные темы, и уверяю вас, что результаты регулярных тренировок превзойдут ваши ожидания.

Техника «ПАУК-КАРТА»

Данная техника осваивается легче, чем «Гамбургер». Для деток 1–2 класса подходит отлично! Можно представить с ними, что это — паучок знаний, который все знания уносит

на лапках в свой домик. Но много в своих лапках он унести не может: в каждую из них

может поместиться 1–2 главных факта, не больше.

У паучка знаний 6 (!) лапок (потому что 6 запомнить легче, чем 8!). И ни одна из них

не является главнее остальных. И если этому паучку, например, надо в свою домашнюю библиотеку принести знания про ящерицу Пиноккио, что он с собой возьмет?

Нарисуйте с ребенком паучка с 6 лапками (либо воспользуйтесь нашим шаблоном,

который можно скачать здесь: gltl.ru/pmg и в центре запишите главную идею — о чем

этот текст? А затем заполняйте его лапки информацией:

— команда фотографов и исследователей обнаружила эту ящерицу;

— у нее длинный нос, за что она получила свое название;

— впервые ящерицу обнаружили в 1953 году;

— живет она в горных влажных тропических лесах;

— нос есть только у самцов (служит для привлечения внимания);

— в носу нет мышц, поэтому непонятно,как он двигается, одна из предполагаемых

причин — гидростатическое давление;

— ящерицу долго не могли найти (с 1960 по 2005 гг.);

— потому что она, видимо, отлично маскируется;

— ящерицу обнаружили дважды: одна переходила дорогу, вторая мирно спала

на дереве в горном лесу на высоте 1530 м;

— найти эту ящерицу — большая удача.

Очень хорошая стратегия при рисовании паучка — при подготовке пересказа в тексте учебника найти для каждого абзаца свое ключевое слово.



Техника «РЫБА»

Данная техника подходит как для учебных, так и для художественных текстов.

В учебниках в конце параграфа обычно есть блок вопросов. Ребенок постарше может самостоятельно после прочтения текста прочитать эти вопросы, ответить на них

и ответы записать в «скелет» рыбы (скачать помогатор «Рыба»: gltl.ru/pmg)

РАЗБОР ПАРАГРАФОВ.

Шаг 1. В конце любого параграфа есть вопросы к нему. Поэтому на начальном этапе ребенок должен прочитать эти вопросы, причем ДО прочтения параграфа. Выпишем эти вопросы.

Шаг 2. Ребенок сам ищет ответы на вопросы из своего текущего опыта НЕ читая параграф.

Шаг 3. Теперь ребенок, осознавая те ответы, которые крутятся у него голове, ищет ответы на эти вопросы в тексте. Именно ищет ответы, а не читает. Почему нельзя просто читать? Потому, что зная вопросы, мозг настроен именно на поиск ответов. И записывает ответ на каждый вопрос.

Шаг 4. Составляется словарь терминов.

Шаг 5. Прочитать параграф и выписать основные тезисы, то есть ту информацию, которую ребенок сам считает важной (учитывая ответы на вопросы). Таким образом, тезисы-это более полная информация, чем ответы на вопросы.

Шаг 6. Необходимо ответить на вопросы и составить «РЫБУ». «РЫБА»-это специальная схема, которая позволяет структурировать информацию. Важно правильно составлять «рыбу». Слева стоит голова «рыбы» -туда записывается название данного параграфа. Далее необходимо разделить и структурировать информацию. Каждый пункт заполняется тезисами из нескольких фраз.

У вас получается такая карта.

Что это даёт? У ребенка перед глазами весь параграф на карте, по которой у него создается целостное представление по теме.

Шаг 7. Необходимо пересказать вслух, пользуясь схемой. В итоге в голове у ребенка-полное представление о теме и умение своими словам пересказать параграф.

В случае с текстом про ящерицу Пиноккио, это могли бы быть, например, такие во-

просы:

1. Кого обнаружили? — Ящерицу Пиноккио.

2. В каком году это произошло? —в 1953.

3. Кто обнаружил ящерицу? — Команда исследователей и фотографов.

4. Где обитает эта ящерица? — В тропических горных влажных лесах.

5. Что отличает эту ящерицу? — Уникальный длинный нос.

В учебнике после изучения новой темы есть подобные вопросы, по которым легко

составить «рыбу» и затем пересказать по ней текст. Эту рыбу можно брать с собой

на урок, чтобы легче вспомнить текст.


Такие помогаторы («Рыба», «Гамбургер»,«Паучок») нужны прежде всего детям, у которых есть небольшие сложности с обработкой информации, которые тяжело запоминают текст сразу после его прочтения. Им требуется больше усилий, чтобы текст понять и начать его использовать. Можно эти усилия направлять на многократное прочтение текста (правда это не очень хорошо работает), а можно помочь ребенку с помощью специальных органайзеров зафиксировать ключевые моменты текста. Они отложатся у него в голове, и потом ребенок легко сможет восстановить текст по памяти.

А теперь — тренировочка! Разложите представленный ниже текст из учебника

по окружающему миру за 4-й класс с помощью каждой из техник, которые мы с вами разобрали в данном разделе. Обратите внимание на плотность текста и на то, как порой бывает завуалирована информация.



Сделаем несколько тренировок.

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ЛУГА

На лугу очень красиво и интересно. Нужно только внимательно понаблюдать. Луг,

как и лес, — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество.

В отличие от леса на лугу главные растения — травы. Крупные животные на лугу не живут: им негде прятаться. Зато очень разнообразны насекомые. На цветках — пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Они кормятся нектаром, опыляют цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от врагов. В зелени трав — питающиеся растениями гусеницы бабочек. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков.

На лугу можно встретить жаб, ящериц. Они питаются насекомыми. Насекомые являются основной пищей и для луговых птиц —перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой «пить-полоть», а коростель — громким скрипучим криком «дёрг-дёрг». Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.

На лугу живут полёвки и мыши, которые, как ты знаешь, питаются растительной

пищей. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики. В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных бактерий.

Жизнь лугового сообщества, как и лесного, невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.

ЛУГА И ЧЕЛОВЕК

Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся

чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. Как важно оберегать

красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей!

Бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ловят бабочек, разоряют гнёзда шмелей. Но разве не жалко губить цветы и заме-

чательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей у многих растений

не произойдёт опыления — не будет плодов и семян. Некоторые виды шмелей внесены

в Красную книгу России!

Иногда ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их вредными. Не нужно этого делать! Большинство гусениц никакого вреда человеку не приносят. Зато в каких красивых бабочек они превращаются!

Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую прошлогоднюю траву.

Не делайте этого! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнёзда шмелей, птиц. Кроме того, почва становится менее плодородной. Ведь отмершая трава должна попасть в почву и превратиться в перегной, а если её сжечь, этого не произойдёт.

Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. На лугах пасут домашних

животных и заготавливают сено.

Ну как, готовы ли вы выйти к доске и пересказать данный текст? Думаю, что нет. Потому что несмотря на большую информационную плотность текста, в нем много мишуры, не чувствуется структура, и сложно сходу определить главную информацию. Т.е. довольно сложно определить, например, что же унесет из этого текста «паучок» в своих лапках. Согласны? Помогаторы позволяют разделить процессы «думания» и «делания», поэтому их использование при подготовке пересказа —это НЕ ПЛОХО! Это ВАЖНО! Для этого нам надо «свернуть» текст: мы читаем первый абзац и определяем в нем главную мысль. Затем второй и т. д. А можно задать вопрос: «Какие части гамбургера в этом тексте можно выделить?»

Наши ученики выделили вот такие:

А теперь, глядя на эти «гамбургеры», смогли бы вы пересказать текст? Думаю, что легко.

Есть дети, у которых были сложности с пересказом текста. Взрослые считают, что если детям все так разжевывать (т.е. применять подобные помогаторы), то мы их избалуем. Но проблема в том, что когда вы контролируете, не объяснив перед этим сам процесс, то получается совсем не то, чего вы ожидаете.

Причин научить ребенка пересказывать тексты с помощью графических органайзеров несколько:

1. Простота использования. Ребенок только должен уметь читать и писать.

2. Легко запоминать. Вместо длинного и непонятного текста, ребенок создает свои рисунки и пиктограммы.

3. Легко вспоминать пройденный материал, можно сделать несколько «помогаторов» на основные темы учебного курса.

4. Легко вносить изменения и добавления, если узнал новую уточняющую информацию.

Применение «помогаторов» безусловно требует участия родителей. Но, чем старше

ребенок, чем больше вы сделали, тем быстрее он становится самостоятельным. К сожалению, следует отметить, что не всегда быстро придумываются картинки и рисунки. Это тренируется так же как любой навык. Попробуйте использовать условные обозначения (применяем географию и историю), можно писать иностранные слова, они часто намного короче русских (прокачиваем иностранный язык), придумывайте свои аббревиатуры/картинки (тренируем креативность) и, наконец, купите наклейки,сейчас их множество. Используйте «помогаторов» в процессе обучения детей и тогда обучение детей в школе и дома станет простым и легким процессом.


Литература:


  1. Рената Кирилина Сергей Кирилин, «Как научить ребенка пересказывать текст»,

создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

https://avtovsamare.ru/rebenok-ne-umeet-pereskazyvat-kak-nauchit-pochemu-sovremennye-deti-s/

  1. Шамиль Тагирович Ахмадуллин, «Как научить ребенка пересказывать текст», учебно-методическое пособие, «Билингва»,2016



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"как научить ребенка пересказывать учебный текст"

Автор: Чернова Татьяна Вячеславовна

Дата: 28.12.2023

Номер свидетельства: 643436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(30) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "273334"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186321"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(32) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom-1"
    ["file_id"] => string(6) "273335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186328"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Как помочь школьникам научиться пересказывать текст "
    ["seo_title"] => string(56) "kak-pomoch-shkol-nikam-nauchit-sia-pierieskazyvat-tiekst"
    ["file_id"] => string(6) "134266"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416725839"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства