Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых.
Формируя систему знаний о природе, нельзя забывать об игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности. Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что даёт ему возможность активно действовать. "Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой. " (М.Горький)
Экологическое воспитание детей необходимо построить на игровой основе. Важное место среди игр занимают игры экологического содержания. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Такие игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трёх и более участников. А все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, толерантность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевая игра «Строительство города», «Строительство различных объектов». Цель игр: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Дидактические игры: «Кто где, живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Имитационные игры способствуют развитию у детей наблюдательности, развитию воображения, внимания, пластики.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес», «Что, где, когда?» и т. д.
Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, в жаркие страны и т.д.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Играем в кругу семьи" консультация для родителей»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«ИГРАЕМ В КРУГУ СЕМЬИ»
Учитель-логопед:
Зимина И. А.
Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. При нормальном развитии у детей дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
У детей с речевой патологией обнаруживается сложное сочетание нарушений речи. Нарушение речи отрицательно влияет, прежде всего, на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией отмечается недостаточная гибкость и динамичность мыслительных операций, более замедленный темп чувственных действий, повышенная психическая истощаемость. Всё это входит в синдром дефицита внимания, часто проявляющегося при речевой минимальной мозговой дисфункции, являющейся первопричиной речевых нарушений (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртые формы дизартрии).
В структуре речевого дефекта выявляются более многообразные психические симптомы: недостаточность психической активности и регуляции деятельности, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, нарушения познавательной деятельности, обусловленная двигательными расстройствами (астенизация мыслительных процессов, понижения уровня устойчивости и переключения внимания, нарушение со стороны эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость), снижение слухоречевой и зрительной памяти, фонематического слуха, трудности в организации восприятия и движений, нарушения со стороны как общей, так и мелкой моторики), чаще нарушены тонкие дифференцированные движения, нарушения зрительно- моторной координации движений. Все выше перечисленные симптомы сопутствуют речевым нарушениям, в последнее время чаще с ОНР, при котором страдает вся речевая система в целом: отмечается бедность, неточность словаря, нарушения фонематической стороны речи и лексико-грамматической, нарушения восприятия и воспроизведения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Определённое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи являются дидактические игры экологического содержания.
За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше "притесняется": разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях, воздух. Обострённое внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей педагогов пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
"Экология" в переводе с греческого (экос - дом, жилище, Родина; логос-учение) означает - наука о Доме - Родине.
Цель экологического воспитания: - формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи экологического воспитания: формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными; воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду; воспитывать у детей заботливое отношение к природе, путём целенаправленного общения их с окружающей средой; - средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых.
Формируя систему знаний о природе, нельзя забывать об игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности. Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что даёт ему возможность активно действовать. "Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой. " (М.Горький)
Экологическое воспитание детей необходимо построить на игровой основе. Важное место среди игр занимают игры экологического содержания. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Такие игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трёх и более участников. А все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, толерантность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевая игра «Строительство города», «Строительство различных объектов». Цель игр: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Дидактические игры: «Кто где, живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Имитационные игры способствуют развитию у детей наблюдательности, развитию воображения, внимания, пластики.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес», «Что, где, когда?» и т. д.
Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, в жаркие страны и т.д.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
«Рассели животных по Земле» (знакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям).
Содержание игры: Выбрать себе какой-то один материк. Отобрать животных, которые там живут. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.
«Исправь ошибку» (Игра построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание).
Содержание игры: Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте c ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их.
«Кто поможет малышу?» ( Уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания).
Содержание игры: Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия. Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь.
«Какого животного или растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка). Дети запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку или картинку. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное или растение стояло ещё.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают для зверей, угадывают, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
«Я знаю». (Игра с мячом)
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша волка – волчонок» и возвращает мяч воспитателю.
« Кто, где живет»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «заяц» - начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«Эколуноход»
Все становятся вкруг. Первый участник заходит в круг, становится на четвереньки и, ползая по кругу, подражает повадкам какого-либо животного и рассказывает о нем, например: я медведь, я косолапый, зимой я сплю в берлоге, а летом ем малину и ищу мед... и так все участники по порядку.
«Дикие животные наших лесов». (Обобщение)
Кого ты видишь на каждой картинке? Назови двумя словами всех, кто нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них? Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? Какие животные на зиму меняют шубку? По каким признакам можно отличить оленя от лося?
«Дикие животные жарких стран». (Обобщение)
Кого ты видишь на каждой картинке? Где они живут? Какие из них живут около воды? На кого из животных наших лесов похож кенгуру? Какая особенность есть у этого животного? Кто носит детеныша в сумке? Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?
Игры экологического содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрослыми и сверстниками, у них формируется умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Учатся составлять простейшие, интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и правильно строить фразы, что способствует овладению детьми монологической речью.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
В этом помогут такие игры как:
"Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);
"Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь;
"Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном;
"Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;
"Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;
"Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Этому способствуют следующие игры:
"Да или нет"- закрепление знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт;
"Угадай чей хвост"- развивает способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;
"Отгадай мой "домик""- определение места жительства животного;
"Кто как двигается"- систематизация животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники);
"Кто во что одет"- систематизация животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть);
"Кто где живёт", "Земля, вода, огонь, воздух"- систематизация животных по среде обитания;
"Чьи детки?"- закрепление знаний о животных, их детёнышах;
"В зимней столовой"- закрепление знаний детей о зимующих птицах и их названиях и другие игры.
«Я сосчитаю до трёх и назову дерево, а ты беги к нему поскорее» - закрепление знаний о деревьях.
Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие, лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентирование в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.
Играя с детьми надо также помнить о том, что содержание игр не противоречило современному взгляду на экологическое развитие детей, в процессе их объяснения целесообразно обращать внимание на реальные связи и зависимости, существующие в природе, на взаимоотношения человека и природы. Некоторые игры можно дополнить таким образом, чтобы играя, дети осваивали опыт гуманно-ценностного отношения к природе (например, изменить конец в игре "Гуси"; ввести дополнительные роли в игру "Птицелов"; ввести ласковые обращения к природе со словами благодарности в игре "Эхо"; придумать продолжение игры "Солнце и месяц".)
Дидактические игры природоведческого характера помогают не только в закреплении знаний о природе, но и развивают речь детей, воспитывают речевой слух, силу голоса, темп, ритм.
Таковы, например, игры: "Солнце и дождик", "Отгадай"- приучают внимательно слушать речь и научат отгадывать простые загадки ("На заборе сидит, громко-громко кричит: ку-ка-ре-ку. Зёрнышки клюёт, деток зовёт: ко-ко-ко не ходите далеко.)
В ряде игр ставится задача повышенной сложности: из называемых слов, на слух выделять только те, в которых есть заданный звук, отмечая его хлопками: песня комара -"з",воды-"с",-гуся-"ш".
Игра на силу голоса "Угадай, чей голосок? "- узнавание и подражание голосам животных.
Дидактические игры по обучению детей связной речи: "Магазин", "Нам прислали посылку», где раздаются предметы (овощи и фрукты, листья…) и ставится задача рассказать о них.
В игре "Найди дерево по описанию" рассказывается о стволе, ветках (тёмные, светлые), листьях (резные, жёлтые, оранжевые) и т.д.
Особое место в экологическом воспитании занимает работа с дошкольниками старшей и подготовительной групп (5-7 лет). Именно в этом возрасте у ребёнка появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей.
В работе с детьми этого возраста используются такие игры природоведческого содержания: "Зоологическое лото", "Ботаническое лото", "Живая природа", "Парочки", "Загадки о животных", "Узнай живой мир", лото "Собирайка" и другие настольно -печатные игры.
Со старшими дошкольниками можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел такие растения, где встречал таких животных, поговорить об их особенности (окраска, форма, размер…), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Всё это повышает речевую активность детей.
Игры с разрезными картинками, кубиками воспитывают в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели, развивает его восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и умение сопоставлять их.
Чтобы развивать речь ребёнка в этих играх, можно попросить его в конце работы рассказать об изображённом животном, растении….
В эти игры можно играть с дошкольниками разных возрастов. Они хорошо вписываются в разные бытовые ситуации. Словесные дидактические игры развивают в дошкольнике не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать предметы; относить их к той или иной категории. Вот некоторые из подобных игр:
"Когда это бывает?" (взрослый называет природное явление, а ребёнок-время года).
-снег идёт… (зимой);
-радуга на небе… (летом);
-жёлтые и красные листья на деревьях… (осенью);
-скворец несёт веточки в скворечник… (весной);
-скворец несёт в клюве червяка… (летом) и т.д.
"Что это такое?" (взрослый называет растение или животное, а ребёнок - общую группу, к которой оно относится).
-воробей… (птица);
-олень… (зверь);
-ёлка… (дерево);
-яблоко… (фрукт)и т.д.
"Что третье?" (взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий).
Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами, например в игре:
«Птицы в природе»
Цель игры: развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическую пирамиду); развивать умение объяснять причины отрицательного воздействия человека на одно из звеньев природы. (Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, берёза); цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).
Игровые действия: 1 вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трёх, четырёх звеньев о птице.
2 вариант: взрослый сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья.
Дети должны найти "ошибку", исправить и объяснить, почему они так считают.
«Угадай, какой ты зверь?»
Цель: закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Усилия воспитателя малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экология, закладывается в семье.
Итак, мы видим, что игры в экологическом воспитании дошкольников очень важны:
1) игра-это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность;
2) игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне будут особенно эффективны, игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.
Важно помнить, что знания, полученные ребёнком в игре, важны не сами по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к животным существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности.
В играх дети учатся отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко). Дети отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, увлечённо играют с звучащими стишками, учатся делить двусложные (ли-са) и трёхсложные (бе-ге-мот) слова на слоги (части), находить и называть каждую часть слова, самостоятельно преобразовывать слова (мышь - мышечка, мышиный… ); отрабатывать дикцию (отчётливо и внятно произносить слова); совершенствовать фонематический слух (умение называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)). В играх дети формируют умение не только правильно называть предмет, но и его признаки, действия (белочка-красивая, рыженькая, быстрая…; бегает, прыгает…).
Игры природоведческого характера оказывают благотворное влияние на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Например, медвежья берлога, лапа, голова, спина, шерсть; медвежий хвост, нос; медвежье ухо, туловище; медвежьи уши, лапы, следы, привычки, детёныши и д.р..
В играх дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчинённым предложением. Например: «Птицы улетают, потому что нет корма для них». Дети делают выводы, развивают логическое мышление. В игре создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать .
Таким образом, игры экологического содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрослыми и сверстниками, у них формируется умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Учатся составлять простейшие, интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически правильно строить фразы, что способствует овладению детьми монологической речью.