Просмотр содержимого документа
««Золотой век» русской поэзии»
Дата:
Тема: «Золотой век» русской поэзии
Цель урока:
Обучающая: рассмотреть особенности поэзии «Золотого века», познакомить с творчеством поэтов: А.А. Дельвиг, П.А Вяземский, Е.А. Баратынский, Н.М.
Развивающая: отработать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.
Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся
Ход урока
I. Орг.момент: Приветствие!. Проверка готовности к уроку. Проверка посещаемости.
II. Изучение новой темы
1) Вступительное слово
«Пушкинская эпоха», «пушкинское время», «пушкинская пора» - эти названия определенного периода истории прочно вошли в литературу и употребляются для характеристики культуры 1820-1830гг.
Характерной чертой этого времени было то, что одновременно творили поэты, глубоко и принципиально отличающиеся друг от друга. Но все они были яркими талантливыми, оригинальными художниками слова, составившими славу и гордость русской литературы. «Звезды плеяды», «прекрасный союз», «созвездие имен» - так образно называют поэтов пушкинской эпохи, а поэзия пушкинской поры вошла в историю русской литературы как Золотой век русской поэзии.
Произведения поэтов-современников составили томик «Издревле сладостный союз…», названный по строке из послания А.С.Пушкина к Н.М. Языкову:
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновению…
Каждый из поэтов, обладая большим дарованием, шел своей дорогой. Ни один не повторял Ф.С.Пушкина, но все они объединились вокруг своего духовного вождя. Все они разделяли гуманистические представления о жизни, ниспровергая старые правила в искусстве, стремились правдиво выразить мысли и чувства своих современников.
2) Сообщение учащихся о творчестве поэтов
Евгений Абрамович Баратынский
Николай Михайлович Языков
Константин Николаевич Батюшков
П.А Вяземский
3)Анализ стихотворений
Разбор понятия «лирика»
Лирика — это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизнь человека (его интересы — личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.
Лирический герой — это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и его автор как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека...»
План анализа.
— Творческая история.
— Тема и идея.
— Композиция и внутренний сюжет (если есть).
— Лирический герой и система образов.
— Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса.
— Жанр.
— Эмоциональная окраска.
— Особенности ритмики, размера, рифмы.
— Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?
— Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.
Творчество А.Е Баратынского называется: «Поэзией мысли»
А.Е Баратынский раскрывает своеобразие своих произведений в элегии: «Муза»
Годы жизни Н.М Языкова: 1803-1846
А.С Пушкин пригласил Н.М Языкова участвовать в: Московском вестнике и современнике
Поэзия Н.М Языкова была: яркой и многоликой
Произведения Н.М Языкова относящиеся к исторической тематике: поэмы «Ала», «Кудесник», «Олег».
Годы жизни К.Н Батюшкова: 1787-1855
Стремясь возвысить облагородить чувства, придать им духовную содержательность К.Н Батюшков обращается к: античному миру
После войны 1812 в творчестве К.Н Батюшкова заманчивый страстный мир сменяется: роковыми печальными мотивами, усиливаются темы одиночества и разочарования
Назовите несколько произведений К.Н Батюшкова: «Мой гений», «Вакханка», «На развалинах замка в Швеции», «К Дашкову».
Домашнее задание
Выучить наизусть любое стихотворение поэта начала века (по выбору ученика).