Тема урока "Значение и употребление уроков в речи" Цель: создание условий для распознавания глаголов среди других частей речи, употребления глаголов в речи. |
Целеполагание для ученика: Осознать значение знаний о глаголе Применять полученные знания в практических ситуациях. Соблюдать правила поведения на уроке. | Целеполагание для учителя (управленческие задачи) Организовать активную познавательную деятельность учащихся через решение проблемы в процессе продуктивной деятельности: - обобщить знания о глаголе с их применением в практической ситуации; - использовать полученные знания в практической ситуации; - организовать процесс конструирования предлагаемых учебных ситуаций, определение путей их решения. Организовать работу по извлечению информации и её преобразованию в другой формат. Использовать интерес учащихся при изучении нового материала. Стимулировать детей к полным ответам. Формировать навык парной работы. Воспитывать чувство сопричастности к окружающей среде |
Планируемый результат: успешная реализация предметных и творческих способностей обучающихся | Личностные: осознание необходимости процесса обучения, владение коммуникативными умениями при работе в парах, проявление активной позиции на уроке.. Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. Предметные: осмысление понятия "глагол", осознанное выявление знакомых орфограмм; применение алгоритма решения задач; контролирование собственной деятельности; проведение самооценки. |
Универсальные учебные действия: | Личностные: осознание необходимости процесса обучения Регулятивные: освоение способов построения и моделирования при решении проблемных учебных ситуаций. Познавательные: осмысление значимости понятия орфограмм для грамотного письма. Коммуникативные: выполнение осознанных речевых действий с использованием предметных терминов. |
Образовательные ресурсы: дидактический материал, раздаточный материал |
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуализация |
1.Самоопределение к деятельности (1 мин) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие - настрой на позитивную деятельность Доброе утро! Присаживайтесь. Я очень рада вас видеть! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. | - Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Настроить учащихся на интересную плодотворную работу |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему. (4 мин) Цель: мотивация учащихся на осознание решения выявленной проблемы в процессе деятельности | Введение в содержание урока 1.Развитие ВПФ - задания на развитие высших психических функций - Что нужно сделать? - на выполнение 2 минуты. - что развивает данное задание? | - Мотивирует учащихся на выполнение работы. через собственную потребность в развитии ВПФ. -Организация взаимопроверки, формулирование выводов - Создает условия для выполнения задания -Стимулирует учащихся на аргументированный ответ -Организует продуктивную проверку выполнения задания - Обогащает активный словарь учащихся | -Актуализируют необходимость развития ВПФ -Выполняют задания - Обозначают выявленные проблемы - Организуют взаимопроверку, проводят рефлексию - Выполняют задание по условию - Сверка результатов -Вычленяют информацию из модели | -Использование временных ограничений - Оречевление действий учащимися. - Учет психологических особенностей детей (использование раздаточного материала) - Использование приема "моделирование" |
3. Постановка учебной задачи (3 мин) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | Карточки Сильный ветер. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Птицы на деревьях. Звери в норы. - Познакомьтесь с информацией. Выскажите свое мнение о ней. - Сформулируйте условие для данного задания? - Давайте восстановим текст. Гроза Поднялся сильный ветер. Прогремел гром. Сверкнула молния. Полил дождь. Ручьи побежали по дорожкам. Птицы на деревьях умолкли. Звери спрятались в норы. - Докажите , что получился текст? (Предложения связаны по смыслу и определены одной темой.) - озаглавьте -Как изменился текст? (Текст стал понятнее, яснее.) -С помощью какой части речи это произошло? Какова роль глагола? (Глаголы помогают понять текст.( уточняют происходящее, говорят. что делают существительные …) - О чем пойдет речь на уроке? | - Осуществляет опору на графический образ информации небольшими, логическими законченными дозами - Мотивирует учащихся на выявление проблемы. - Направляет учащихся на определение личностных целей | - Осознанно воспринимают зрительную информацию, декодируют её в устную речь - Строят осознанные речевые действия, анализируют учебные ситуации | - Использовать прием исключения для определения темы урока - Учет возрастных особенностей через использование наглядно - иллюстративного ряда |
4. "Открытие" новых знаний (12 мин) Цель: содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | -Расскажите, что вы знаете о глаголе - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебник на С. 101 (сведения об языке) - Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника? - Давайте составим схему признаков глагола. Кто желает отобразить на доске? Работа по учебнику - а как отличить глагол от других частей речи? Открываем тетради, записываем дату. Применим ваши предложения в упр.169. Выполняем самостоятельно. на выполнение - 5 минут - проверяем. (при ответе : художник (что делает?) рисует) Физминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Построить процесс осознанной практической деятельности. - Подвести учащихся к осознанному способу изменения содержания задания, основываясь на краеведческий материал - Способствовать умению отличать собственные имена существительные от нарицательных - Познакомить с новой информацией, дать определение новых слов | - Моделируют ситуацию по выявлению мужского, женского, среднего рода имен существительных - Моделируют новую учебную ситуацию - Оречевляют деятельность - Осуществляют двигательную активность | - Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи - |
5. Закрепления новых знаний и способов действий. (5 мин) Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Работа в парах на карточках. Озаглавьте текст Запишите текст, исправляя ошибки Последние недели апреля стояло ясная морозная пагода. Но утром яркое сонце быстро съедает тонкий лед. Теплый весенний воздух задрожали от испарений земли. Высоко пролетели с весеним гоготаньем журавли и гуси. Заревет на выгонах каровы. Пришло настоящая весна. Весна (Автор: Толстой Лев Николаевич) Последние недели апреля стояла ясная морозная погода. Но утром яркое солнце быстро съело тонкий лед. Теплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревели на выгонах коровы. Пришла настоящая весна. - какие еще ошибки вы увидели? | Создает ситуацию успеха, оказывая направляющую помощь, организует конструктивное взаимодействие в парной работе | - Активно вступают в конструктивное взаимодействие в паре - Принимают инструкцию практической деятельности - Предлагают пояснения по результатам выполнения задания | Использовать прием сопоставления научных и житейских толкований изучаемого материала |
6.Включение в систему знаний и повторения (3 мин) Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, создание ситуации успеха | Давайте с вами повторим Выберите карточку с вопросом. (если остается мало времени, то вопросы без карточек) Белый(по одному вопросу) – только на 3. Зеленый(2 вопроса) – 4. Синий -5 Белые: Что такое глагол? Какова роль глагола? Изобразить схему характеристики глагола на доске Зеленый: 1. Основное значение глагола в речи? 2.Как отличить глагол от других частей речи? (обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? Что сделать?) Синий – сначала читаем вопрос, затем предложение, которое у вас получилось с объяснением Что нужно использовать для грамотного использования глаголов в речи? (разные примеры для объяснения: Ветви деревьев покачива…. от свежего ветра. Перед домом лопн… большие почки на душистых тополях) | Использует словесный метод для вопросно-ответного общения, метод моделирования для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся по данной теме | - Осмысленно отвечают на вопросы - Моделируют условие задания для осознанного восприятия информации - Аргументируют словесные ответы, используя знаниевый компонент материала - Проводят самооценку | - Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи |
7. Рефлексия деятельности. (2 мин) Цель: самооценка результатов деятельности | рефлексия деятельности - вот и подошел к концу наш урок. Ребята, какая информация для вас была новой? Что запомнилось? Кому было трудно? Кому легко? В чем возникла трудность? Поставьте карандашом отметку, которую вы бы себе сегодня поставили. Дз. | Мотивирует обучающихся к рефлексии, организует обратную связь. | Учащиеся оценивают свою деятельность | - Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи |